О политике мы старались не говорить. Но все же коснулись этой темы. По словам Насти, в ее стране весьма сильная не только государственная пропаганда, но ощутимо влияние российской, которой подвержены в основном, люди старшего поколения, для которых телевизор – единственный источник информации.
Независимые медиа в последнее время испытывают давление со стороны властей. Но все же есть интернет, потому молодежь видит мир полнее и разнообразнее.
Пабло много рассказывал о своей стране, о которой мы тут, в Латвии, имеем весьма смутное представление – как о географическом положении, так и политическом устройстве, о жизни обычных людей. Страна, по меркам Латинской Америки, невелика – 5 миллионов жителей. В недрах залегают золото, серебро, есть нефть. (Интересно, что название страны переводится, как «богатый берег»). Но на добычу этих богатств наложен запрет, как на стратегический резерв. Недра принадлежат государству.
Страна, по словам Пабло, живет за счет туризма. Но не только. Одна из важных статей дохода – сельхозпродукция. Нам в Латвии знакомы бананы и кофе из Коста-Рики. В последние годы развивается электроника. Традиционно, исторически страна ориентирована на Соединенные Штаты Америки. Именно туристы из этой великой державы приносят в казну латиноамериканской страны ощутимое количество долларов.
На мое удивление, уровень жизни в Коста-Рике вполне сравним с уровнем жизни не только в Латвии, но и более богатых стран Европы, и даже близок с среднемировому (ВВП на душу населения 12,5 тысячи долларов в год). В Латинской Америке экономика этого государства среди лидеров, опережает даже Мексику.
Достаточно сказать, что минимальная зарплата здесь около 500 евро. В то же время, в соседних Никарагуа, Панаме она колеблется около 100 евро.
Коста-Рика считается стабильной во многих смыслах, потому привлекательна для международных инвесторов. Три ветви власти – президент, парламент и судебная система, по мнению, Пабло, вполне эффективны. Правда, он поведал и о горстке людей, в руках которых сосредоточены огромные финансовые средства, которым принадлежат медиа, которые влияют на выборные процессы (вполне знакомые реалии и для нас в Латвии, не так ли?).
При устойчивом экономическом росте, довольно высок, (в сравнении с нами), уровень безработицы – около 11 процентов. Пабло сообщил, что цифра официальная, но есть еще и скрытая безработица, размеры которой внушительны. Тем не менее, за себя он не беспокоится. У него два высших образования. А звание магистра европейского университета, совсем не одно и то же, что костариканского. Он уже наметил для себя план быть самозанятым специалистом по оценке грунтов для строительства, по проведению под заказ исследовательских и аналитических работ у себя на родине.
Настя бывает дома у родителей, раз в году. Но, в отличие от некоторых своих сверстников, не готова порывать с Беларусью. Дом есть дом, считает она: «Здесь я чувствую себя комфортно, как нигде». В ответ на мой вопрос, не собирается ли она перебраться к Пабло в Коста-Рику, Настя улыбнулась – пока не знаю…
Дальше маршрут «вечных студентов», как они в шутку называют себя, пролег в Курземе.