На фестивале "Балтийская Жемчужина" прошла премьера нашумевшего "Лета" Кирилла Серебренникова. Фильм представили публике соавторы сценария, супруги Михаил и Лили Идовы. Михаил, бывший рижанин, обратился к зрителям по-латышски, выразив надежду, что фильм им понравится. И завершил речь призывом: "Свободу Кириллу!". Перед премьерой Михаил и Лили Идовы встретились с журналистами и объяснили, почему "Лето" заинтересует даже тех, кого не волнуют судьбы русского рока и кто не знает о реалиях советской эпохи.
Михаил и Лили Идовы: "Идея "Лета" родилась в Риге"
Михаил Идов родом из Риги, в возрасте 16 лет вместе с семьей эмигрировал в США. Свой первый рассказ он опубликовал в газете Diena, дружил с будущими писателями Александром Гарросом (ныне покойным) и Алексеем Евдокимовым, играл в рок-группе. До 2012 года жил в Нью-Йорке, был обозревателем New York Magazine, публиковался в The New York Times, The Wall Street Journal, Time.
Выпустил несколько книг, в том числе опубликованную на русском "Кофемолку". Шесть лет назад Михаил переехал из США вместе с семьей в Москву, чтобы возглавить русскую версию журнала GQ. Но пробыл на этом посту недолго, переквалифицировавшись в сценаристы.
Идов — соавтор сценариев популярных российских сериалов "Лондонград" и "Оптимисты" и автор свежего клипа Монеточки "90-е". Весной в прокат выйдет его собственный полнометражный дебют "Юморист", полностью снятый в Латвии.
"Я всех своих знакомых призываю снимать фильмы в Риге. Латвия — уникальное место, — говорит Михаил Идов. — Тут отличные профессионалы, фантастическая система налоговых возвратов и уникальная фактура. В двух соседних кварталах можно снимать и Западную и Восточную Европу.
Единственно, чего мы здесь не нашли — казахская степь. Ее пришлось нарисовать".
По словам Михаила, идея фильма о Викторе Цое витала в воздухе давно: продюсерская студия Hype Production, которой принадлежали права на песни музыканта, хотела снять сериал про выдуманную рок-группу на фоне настоящих героев рок-подполья — Цоя, Гребенщикова и других. В то же время вдова Майка Науменко (лидера группы "Звери") надеялась переделать в сценарий свои мемуары. Два проекта в итоге слились в один.
Окончательно идея "Лета" оформилась в Риге пару лет назад на гастролях спектакля Гоголь-центра "Обыкновенная история" в Латвийском национальном театре: именно тогда Идов повстречал Серебренникова и обсудил с ним детали.
"Название придумал Серебренников. И в фильме много его патентованных приемов. Это первая его картина, не основанная на пьесе, или на его сценарии. И самая кинематографичная из его работ", — сообщил Михаил Идов. Он признался, что в Ригу вместе с женой приехал представить фильм только потому, что "у Серебренникова, находящегося под домашним арестом, не было шансов сделать это. И это чудовищная несправедливость, которая должна быть исправлена". Общение с Серебренниковым после его ареста Идов поддерживал с помощью записок, а увидеть и обнять Кирилла мог только когда того этапировали на заседания суда.
Выяснилось, что Идов — давний фанат Цоя, слушает его с 12-13 лет и многие песни знает наизусть. Одну из композиций Цоя он даже исполнил на посвященном лидеру группы "Кино" трибьюте, который вышел в прошлом году.
Чем заинтересовала соавторов сценария личность Цоя? На этот вопрос Михаил и Лили Идовы ответили в унисон:
"Цой — законченная эко-система, идеальная рок-звезда, близким к идеалу был даже его внешний образ… И единственным способом подобраться к нему как к человеку — было показать его еще до рождения легенды".
Сценаристы признались, что "Лето" им очень понравилось, хотя они предпочли бы оставить фильм цветным (он был снят в цвете, а затем переведен в черно-белый формат — прим. авт.). В то же время Михаил и Лили считают, что черно-белая фактура точнее передает ощущение от эпохи 80-х — от обложек раннего "Аквариума" и других рок-групп, от фотографий Цоя.
"Фильм не претендует на документальность, события показаны глазами их полузабытого участника, поэтому не стоит идти на "Лето" как на фильм о Викторе Цое", - подчеркнул Михаил Идов. По его словам, "Лето" — не байопик, большая часть жизни Виктора Цоя и Майка Науменко осталась за кадром.
"Это история людей, которые находятся на пороге славы, но его не переходят. Молодых людей, которые пытались выстроить пространство индивидуальной свободы, когда внешней свободы не было.
И одновременно — это необычный любовный треугольник, герои которого пытаются не поранить друг друга о его края". Сценарий специально писался так, чтобы картину поняли люди, не знакомые с советскими реалиями. На фестивале в Канне фильм получил восторженные отклики, и сейчас идет широким прокатом в Западной Европе.
Сценаристы подчеркнули, что все герои фильма — не только музыканты, но и меломаны, они постоянно слушают музыку — T.Rex, Боуи, Лу Рида — и обсуждают услышанное.
На вопрос, что же слушают сами сценаристы, Михаил Идов ответил, что на 80% — это хип-хоп и рэп, к которым недавно присоединилась классика. Лили добавила, что рок сейчас не играет той роли, которую играл в 80-е и 90-е.
"Раньше рок был маркером деления на своих/чужих. Знакомясь с людьми сразу спрашивали, кто что слушает. Сейчас музыкальная сцена раздроблена. А своих и чужих мы узнаем скорее по сериалам, которые смотрим".
Прозвучал вопрос о том, не разочаровался ли Серебренников, не получив в Канне главный приз. Михаил Идов ответил неожиданно категорично. "Никто не рассчитывает на Золотую пальму, когда едет в Канн. Сам факт того, что фильм выбрали в конкурс этого фестиваля из многих тысяч работ — это признание заслуг. Я заметил противную тенденцию в российских медиа: все кроме золота, кроме абсолютной победы выставляется в свете разочарования".
Ситуацию в России сценаристы описывают так: "Проблема России — выборочные карательные меры. Выбирают по страшной лотерее, по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись" и всем надо быть готовыми к преследованиям… Мы — граждане США и постоянно не живем в России, поэтому находимся в более привилегированных условиях, чем большинство наших коллег".