Есть фильмы, которые становятся легендами задолго до выхода на экраны. "Человек, который убил Дон Кихота" Терри Гиллиама из их числа. Русский TVNET посмотрел картину на "Балтийской жемчужине" и делится впечатлениями.
Чума фантазий от последнего рыцаря кинематографа
Сама история съемок "Человека..." достойна отдельной экранизации. И есть подозрение, что опус магнум Терри Гиллиама именно ею и является.
За право поставить этот фильм Гиллиам боролся почти 30 лет. Но все складывалось против него: продюсеры были нерадивыми, финансирование - хаотичным, актеры из-за несовпадения графиков уходили из проекта. Изначально предполагалось, что главные роли сыграют Жан Рошфор, Джонни Депп и Ванесса Паради, в итоге их сменили Джонатан Прайс, Адам Драйвер и Жуана Рибейру.
Казалось, даже сама природа была против реализации этого проекта. В 2000-м году, в первый же день съемок в степи неожиданно нагрянувшая буря, а за ней и оползень уничтожили большую часть незастрахованной кинотехники, заставив съемочную команду поверить в проклятье Дон Кихота. Жан Рошфор, игравший Дон Кихота получил травму. Съемки были приостановлены.
Путь этой картины к зрителям также был непростым: из-за конфликта режиссера с продюсером, его пытались отозвать из программы Каннского кинофестиваля. В итоге в Канне его показали, но права на фильм арестовали, и его прокатная судьба решалась в суде...
Собственно и фильм в жанре постапокалиптической трагикомедии получилось о борьбе с "ветряными мельницами" кинематографа. Неслучайно, главным героем стал альтер-эго Гиллиама: лощеный режиссер-американец Тобиас Граммет (Адам Драйвер) в творческом кризисе, которому никак не дается новый шедевр.
Тобиас вспоминает, как 10 лет назад в тех же локациях в Испании снимал свой дипломный фильм о Дон Кихоте. И решает проведать своих актеров. Выясняется, что дипломная лента печально аукнулась на их судьбах:
старик, сыгравший главную роль, сошел с ума и вообразил себя настоящим Дон Кихотом. Красотка-официантка, изображавшая Дульсинею, сбежала в Мадрид и стала шлюхой. Санчо Панса умер.
Его место теперь занимает Тобиас, которого "Дон Кихот" принимает за оруженосца и вовлекает в "крестовый поход" за рыцарские идеалы.
Чем дольше путешествует Тобиас по миру героев Сервантеса, тем меньше он в состоянии отличить реальность от фантазий... Его душевное здоровье явно в опасности.
Выдуманная реальность обрушивается на голову создателя и производит в его мозгах сокрушительный переворот. Что-то похожее мы видели недавно в российских мэш-ап триллерах "Гоголь. Начало" и "Гоголь. Вий". Гоголь там бросал вызов нечистой силе. Примерно этим занят и Тобиас-Санчо Панса. Персонажи на его пути встречаются самые неожиданные - от исламских террористов, окопавшихся в испанских деревнях, до представителей русской мафии.
Красочное действо решено в треш-эстетике и щедро преправлено фирменным абсурдистским юмором Гиллиама. Но оценить его дано не каждому. Многие, наверно, подумают, что же курил режиссер, чтобы выдать такое... И удивятся актерской игре, напоминающей по большей части кривляния в дешевом балагане.
Но есть и другой путь. Заранее настроиться, скажем, выпить перед сеансом (нас вот угощали шампанским). И попытаться поймать волну. Некоторым удается.
В заключение хочется сказать, что сегодня снимать фильмы о Дон Кихоте (да и вообще масштабные экранизации классики) - задача почти неподъемная. Нужно быть безумцем-авантюристом, чтобы на такое решиться. За одно это Терри Гиллиам, последний кинорыцарь наших дней, заслуживает восхищения!
Фильм покажут на "Балтийской жемчужине" 25 сентября в 20.20