Обязательства, возложенные на финансовые организации Законом о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, а также инструкциями надзорных органов, носят очень жесткий характер. Поэтому так важно обеспечить хорошее сотрудничество и обмен информацией между банком и клиентом. Мы понимаем, что ситуация, когда банк связывается с клиентом для получения дополнительной информации в связи с какой-либо обычной операцией (например, с платежом), может оказаться для человека весьма неожиданной, но надо учитывать, что регулятивная среда изменилась.
Если банк обращается к клиенту за дополнительной информацией, то это не означает автоматически, что человека в чем-то подозревают».
Тибар объяснил, что если международный платеж содержит информацию, которая может косвенно указывать на риск отмывания денег, например, вызывающее подозрение или недостаточно четкое пояснение к платежу, совпадение имени получателя с именем человека, внесенного в международный санкционнай список – банк обязан проверить информацию независимо от суммы операции (!): «Если в разумные сроки получить от клиента необходимую информацию не удается, его счет действительно может быть временно заблокирован. Счет разблокируют немедленно после получения информации».
Представитель Swedbank уточнил, что в последние годы международные списки лиц, на которых наложены санкции, существенно расширились: «В этих списках отражены также граждане ближайших к нам стран, у которых могут быть тезки.
Например, в ситуации, когда получатель или отправитель платежа имеет такие же имя и фамилию, как у лица, включенного в санкционный список, банку необходимо убедиться, что речь не идет об этом конкретном лице. Поэтому мы задаем клиенту вопросы, связанные с этим лицом, или просим прислать копию документа, удостоверяющего личность».
Тибар признал, что в этой истории банку нужно было быть ближе к клиенту и лучше объяснить ему сложившуюся ситуацию: «Приносим клиенту искренние извинения».
Кстати, платеж в итоге тоже прошел, Виктор свою вещь получил, и теперь банк пообещал позвонить и ему, и другому герою этой истории, еще раз извиниться и подробно объяснить обоим, почему попытка перевести 30 евро вылилась для них в целый детектив.