Калтене - поселок рыбаков между Энгуре и Роей, растянувшийся на несколько километров. Родина фотографа Георга Аветисяна... Те, кто постарше, помнят Георга мальчишкой. В этом секрет откровенности разговоров о прошлом и будущем родины.
"Родина - она теперь какая?.." Многослойный проект Георга Аветисяна
Георг Аветисян родом из Талси, он вырос в Калтене, учился в Рое.
К своим тридцати трем годам он уже очень крутой фотограф: в прошлом году его проектом "Родина. Самая длинная деревня страны" открывался фестиваль фотографии в Арле - "Les Rencontres d'Arles".
Учился у латвийского фотографа Андрейса Грантса, профессиональное фотографическое образование получил в Брайтонском университете (Великобритания) и в США.
Семь лет в общей сложности прожил вдали от дома. Участвовал во множестве международных проектов, выставлялся в Латвии, Италии, Китае, Нидерландах, Австрии, Франции, Великобритании, Дании, Словении и Словакии. Удостоен многих престижных наград.
Вернувшись Латвию, Георг на любимые с детства места смотрит уже не по-детски... Задает землякам простые и важные вопросы, хочет понять.
В начале 90-х, когда Георг еще был маленьким, все вокруг жили жаждой перемен, надеждами, вновь обретенной независимостью. А что теперь?..
Родина - она теперь какая?.. Как живется здесь тем, кто на заработки из страны не уехал? Что вспоминают старики о прошлом, о жизни 30 лет и более лет назад?
Чем отличаются латыши и каким люди на побережье видят будущее своих детей и внуков?
Герои фотографий и интервью - люди очень и очень разные. В основном, это пожилые люди, ровесники есть, но мало - молодежь-то поразъехалась из рыбацких поселков, где у большинства нет работы.
Георг задавал землякам одни и те же вопросы. И не стремился быть на чьей-то стороне, фиксировал...
Для кого-то советские времена - это молодость, и уже потому лучшее в жизни время. Рыболовецкий колхоз "Банга" и его легендарного председателя Микелиса Лисментса люди в Калтене до сих пор добром вспоминают.
Работы хватало, у людей были заработки, почти в каждом дворе по двое-трое ребятишек бегали...
Местные грустно шутят: рыбацкий поселок Калтене когда-то настоящей столицей побережья был, а Роя - так, просто захолустный поселочек неподалеку.
Это сейчас в Рою центр местной жизни сместился...
Ностальгия - ностальгией... Но многое и не нравилось, и судьбы ломало. Каково, например, было потомственному рыбаку сидеть на берегу без права выйти в море, ведь даже в колхозный флот не брали: раз ты из ссыльных, не рыпайся, в море тебе путь закрыт...
Много чего людям 30 - 40 лет назад в местной жизни не нравилось: в очередях стоять, например, или пустые полки в магазинах созерцать, когда все по блату только и можно было купить, а у кого нет "блата" - и деньги есть, да купить нечего...
Вспоминают калтенцы и плохое, и хорошее. Вздыхают нынешние сениоры: тем, кто в хоре пел, выдавали ведь когда-то за счет колхоза даже костюмы для концертов и выступлений. Сейчас-то все сам иди покупай... А дорого. Вспоминают и как дружно жили рыбаки-колхозники, и как все друг про друга соседи знали.
Впрочем, назад, в прошлое, все равно никому не охота!.. Будущее куда больше волнует и беспокоит. Что будет в родном рыбацком поселке лет еще через тридцать? Пустыня?... Дачное место рижан, пустующее в межсезонье, - и только?..
Если дочь живет где-нибудь в Афинах, а внук в Голландии на архитектора учится - вернутся ли они?.. И что им здесь, на родине делать, вернувшись?..
Несколько лет делал свой многослойный проект Георг Аветисян. И такая разноголосица интонаций и мнений звучит в небольших интервью с его земляками!..
Итог всему - интереснейшее исследование о родным местах, о ценностях и национальной идентичности латышей и жителей побережья.
Не только латыши и ливы издавна в этом рыбацком крае живут. Сам Георг происходит из семьи, в которой царит смешение кровей и традиций - латышских, армянских, русских. И среди героев его тоже есть и коренные, и приезжие.
Чего стоит один только рассказ бывшего пограничника Владимира и его жены Байбы про то, как бывшие горожане в Калтене навыки сельскохозяйственного труда осваивали!..
...Переезжали-то вынужденно: астма обнаружилась у сыновей. А теперь говорят: человек с руками и головой при любой власти дело себе найдет и на жизнь заработает.
"Родина" - общее название и фотовыставки, и книги, и всего мультимедийного проекта, в котором множество слоев и смыслов, а кроме фотографий и интервью с земляками имеются и артефакты - выброшенные морем снасти, янтарики, дневники - свидетельства личных историй людей рыбацкого края.
Георгу ведь земляки доверительно рассказывают то, чего не расскажут никаким заезжим журналистам: не очень-то душа на распашку у старожилов нашего курземского берега...
Выставка в Музее фотографии на улице Марсталю, увы, открыта уже самые последние дни, а потом поедет по миру - международные проекты такого уровня востребованы и фестивалями, и музеями.
Но есть еще книга фотографий - роскошно изданный альбом, с текстами интервью, которые, кстати, подробнее и полней, чем те, что звучат на музейных выставках.
Да и сам этот живописный берег, на который море выволокло сотни валунов, от Риги не так уж и далеко. Популярнейшие у туристов места!..
Так что прекрасную родину Георга Аветисяна мы можем увидеть не только на фотографиях.