Как отреагировал мир
За сутки до (само)провозглашения Гуайдо временным главой государства вице-президент США Майк Пенс опубликовал официальное видеообращение к гражданам Венесуэлы, где выразил мнение Белого Дома: Николас Мадуро - нелигитимный президент, так как сфальсифицировал выборы. А законно избранное правительство - Национальное Собрание!
Вскоре в американских медиа появилась информация, что еще неделей ранее, 15 января, Майк Пенс даже звонил Хуану Гуайдо, которому пообещал поддержку. А если верить респектабельному The Wall Street Journal, то существовал даже некий секретный план отстранения Мадуро от власти, разработанный группой высокопоставленных республиканцев - в том числе Джоном Болтоном и Майком Помпео - в соавторстве с лидерами венесуэльской оппозиции.
Надо ли говорить, что на сей раз мнение Конгресса со мнением Белого дома счастливо совпали. Вкупе с наконец завершившимся шатдауном и выплатой жалований его заложникам это заметно оптимизировало настроения в Вашингтоне. Даже проклятия в адрес Трампа в течение нескольких дней не были главной темой в либеральных медиа - пусть и ясно, что пауза сия долго не продлится.
На уикенде к числу государств, признавших легитимность временного президентства Гуайдо, присоединились Австралия и Израиль. С самого же начала его законность признали США, Канада, Грузия, Украина и все страны Латинской Америки, кроме Уругвая, Боливии и Кубы. Мексика заявила о своем нейтралитете.
Первоначально к оглашению нейтралитета близок был и ЕС, но под давлением Германии, Великобритании, Франции, и в первую очередь Испании, флагового европейского эксперта в латиноамериканских делах, - 26 января Брюссель призвал Мадуро не препятствовать досрочным президентским выборам. В противном случае, говорилось в документе, подписанном Федерикой Могерини, политическая Европа признает президентом Гуайдо.