В воскресенье, 21 апреля, в клубе Melnā Piektdiena выступит одна из самых известных московских панк-групп - "Тараканы!". Музыканты неоднократно бывали в Риге и в других европейских городах, а также посетили с концертами Японию, Израиль, Грузию и Казахстан. География гастролей группы столь обширна, ведь ребята поют сразу на двух языках – русском и английском, умело превращая двуязычие своей программы в преимущество.
Русский TVNET связался вокалистом группы и узнал, кто же такие "Тараканы!".
- "Тараканы!" и Sex Pistols: правда ли, что вы создавали некий русский аналог этой группы?
- Мы не создавали ее для того, чтобы быть аналогом. Мы стали позволять влиянию наших кумиров проявляться в нашей музыке. Это сравнение появилось уже после создания, когда заиграли наши первые песни, когда мы стали искать какие-то опоры и ролевые модели.
Мы поняли, что такая роль – "Русский Sex Pistols", она просто более всего нам подходит.
Так нас можно было обозначить в начале нашей карьеры (1991 год). Действительно, они были для нас ролевой моделью. Действительно, их музыка была для нас той самой музыкой, которую мы пытались играть.
Поэтому для того, чтобы кому-то объяснить в двух словах, кто мы такие, мы в полушутку, в полувсерьез использовали фразу: "Мы типа русских Sex Pistols".
Мы не имели ни тогда, ни сейчас, даже одного процента того влияния, какое имели Sex Pistols в момент своего зарождения (в 1975 – 1976 году), когда они изменили рок-сцену в Великобритании. Мы это вообще не подразумевали.
- Что, на ваш взгляд, такое панк-рок? Есть ли разница в движении современного панк-рока и панк-рока в 80-х? Все еще сохранился этот протест против мейнстрима?
Если говорить о группах нью-йоркского андеграунда, то ни о каком протесте они тогда не думали.
Если почитать литературу и прессу тех лет, то ни Ramones, ни Blondie, ни какие-либо другие из их поколения - не были социально или политически озабоченными.
Если они и формулировали протест, то он заключался, в первую очередь, в противостоянии тогдашней зааранжированной рок-музыке - чересчур патетичной.
Тогда было популярно диско, прогрессивный рок и арт–рок. Они возвращают рок-н-роллу его первородность, его локанизм, трехаккордность и простоту. О каком протесте мы можем говорить!
Группы, которые пришли им на смену, уже второй волны (в основном - это Великобритания, и которые придумали такой жанр как панк-хардкор), сформулировали какие-то претензии обществу.
Они уже были рупором обиженных и обездоленных. Они были часто, в особенности в Великобритании, музыкантами, которые транслировали идеи бедноты, пролетариата и рабочего класса.
Даже после них, в конце 80-х и 90-х, когда переродился панк-ривайвл, постпанк ревайвл, который и дал появиться таким группам, как The Offspring, Green day, Rancid, Sum 41, Blink 182, Good Charlotte и так далее.
Они уже не были протестными или политически озабоченными, в массе своей. Хотя, среди этих групп встречались очень и очень политически озабоченные коллективы. Либо же, в выше названных, иногда проскальзывали такие песни.
В этом смысле, я не вижу особой разницы, между положением в 70-х, 80-х, 90-х или в 2000-х.
Есть панк-группы, в которых музыканты занимаются этим только потому, что им исключительно нравится энергия, посыл, агрессия, сексуальность и простота этой музыки.
С ними бок о бок рубятся другие группы, для которых главное - сексуальность, политические изменения и позитивные сдвиги в обществе, которые могут происходить или не происходить. А есть и такие, в которых смешано одно с другим.
Поэтому, я бы не говорил, что были времена, а теперь все по-другому. Сейчас тоже существует панк-андеграунд, существуют известные группы, которые транслируют какие-то социальные темы и одновременно с этим есть коллективы, которые воспевают подростковый образ жизни, к примеру, скейтборды и вечеринки.
/nginx/o/2019/03/11/11858022t1h8d1c.jpg)
- В недавнем интервью Андрей Князев сказал, что КиШ изначально задумывался как культовый коллектив. А как задумывались "Тараканы!"?
Мы задумывались как тусовка подростков, которые любят играть напористый рок.
Которые хотели бы, чтобы в рамках этой их деятельности им так повезло с востребованностью, чтобы им никогда не пришлось работать на скучных и нормальных работах. Чтобы у них было внимание со стороны барышень, чтобы хватало средств на наркотики и алкоголь.
По большому счету все. Это все, чего нам хотелось. Я могу сказать, что - это поразительно!
Читая книги о зарождении панк-музыки, например, в Нью-Йорке (есть замечательная книга на эту тему, называется "Прошу убей меня"), я с очень большим удивлением понял, что
не было никакой разницы: между "Тараканами!" на Кутузовском проспекте в 1991 году, и всей этой тусовкой в клубе CBGB в 1974 -1975 в Нью-Йорке.
У них были такие же ценности. У них не было никаких планов и представления о будущем.
Ни о какой культовости мы не думали. Мы честно, совсем не были уверены, что когда-нибудь станем популярными.
Это была андеграундная сцена, и это была музыка, которая, несмотря на всю свою неформальную доступность и простоту, не была тогда популярной.
Мы знали, что делаем музыку, которая вряд ли понравится широким слоям россиян.
- Для кого вы сейчас пишете песни? Кто ваша аудитория?
- Мы и сейчас, и всегда писали песни для себя. Для того, чтобы нам было по кайфу. Для того, чтобы самовыражаться. Для того, чтобы выпустить новый альбом и поехать в тур.
Мы такая группа, которая счастлива, если песни вообще бы сочинять не нужно было.
Я с радостью играл, и еще играю в кавер-группах. Я себя чувствую с гитарой в руках значительно более органично и комфортно, играя на сцене каверы на Игги Попа, Билли Айдола и Sex Pistols, чем когда сжимая в руках микрофон, в составе группы "Тараканы!" доношу до зрителя какие-то идеи и какие-то песни.
Мы сочиняем не для того, чтобы удовлетворить запрос какой-то части аудитории - понравится тем или иным людям, или вот, сочиняя песню представлять какую-то группу людей и думать, что вот этим как раз зайдет. Такого нету! Нам это нравится! Это наша работа. Это наша занятие.
Это то, чем мы живем – сочинять песни и потом их играть.
Наверное, такая принципиальность и любовь к музыке помогли группе "Тараканы!" в 90-х попасть в состав "Московской рок-лаборатории" (вместе с такими группами как "ПОГО", "Ва-Банкъ", "НАИВ", Distemper и другими), и сформировать московскую панк-рок сцену тех лет. Навсегда изменив русское андеграундное движение в целом.
21 апреля, в Риге артисты представят свой новый альбом, а также полюбившиеся слушателям хиты прошлых лет.