Художник пришел к абстракционизму постепенно. В своем письме 1943 года, которое было адресовано редактору The New York Times, Ротко и Готлиб дали определение зарождающемуся направлению абстрактного экспрессионизма.
"Мы предпочитаем простое выражение сложной мысли. Мы за крупные формы, потому что они обладают недвусмысленным влиянием. Мы за плоские формы, потому что они уничтожают иллюзию и раскрывают правду", - говорилось в письме.
Через три года стиль Ротко преобразился ключевым образом - он начал писать "мультиформы". Его картины стали представлять собой пестрые, цветные композиции из нечетких форм и клякс, заполняющих однотонный фон.
Вскоре стиль Ротко сформировался окончательно. Как писал его сын, "каждый, кто думает, что Ротко нашел свою формулу в 1949 году, которую он применял многократно на протяжении следующих 20 лет, поверхностно изучил его работы".
Несмотря на то, что Ротко выработал свой выигрышный стиль, его интерес к истории искусства вдохновлял картины художника и после 1940-х годов. В 1950 году он отправился в пятимесячное путешествие по Франции и Италии со своей женой Мелл. Они посетили множество церквей, увидели картины гениев искусства и осмотрели знаменитые старинные фрески. Это путешествие сильно повлияло на его будущие работы.
Тем временем карьера Ротко шла только вверх. В 1952 году Музей Современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке включил его работы в выставку 15 Americans, которая определила всю эпоху 20-го века. Его картины также представляли США на биеннале в Венеции в 1958 году.