Интересы общества, а не личная выгода
Система устроена так: если вы работаете в большой организации, которая обязана организовать внутренний канал информирования о нарушениях, то сначала надо отправлять жалобу по этому каналу. Жалоба должна быть подкреплена документами.
Если такого внутреннего канала нет, то можно обращаться в Государственную канцелярию, которая перенаправит сигнал именно в то государственное учреждение, которое обязано решать описанную проблему. Но если у информатора есть основания думать, что ничего не помогает, он может идти в СМИ.
Нарушения должны касаться общественных интересов: к ним относятся коррупция, производство вредных продуктов питания, или неуплата налогов. Важная деталь: жалобы на нарушения, которые затрагивают исключительно интересы автора заявления, под закон не попадают.
Если жалоба соответствует всем критериям, то ее автору гарантируется анонимность, его нельзя уволить или понизить в должности, государство обязано оплатить ему услуги адвоката и освободить от юридической ответственности.
Такие же законы должны появиться во всех странах ЕС в течение двух лет - начиная с ноября 2019 года, когда Европарламент утвердил директиву о защите информаторов (то есть whistleblowers).
Директива стала реакцией ЕС на многочисленные скандалы в финансовом секторе, в том числе истории, которая стала известна как LuxLeaks.
В 2014 году бывший сотрудник компании Pricewaterhouse Coopers (PwC) Антуан Дельтур признался, что был одним из тех, кто рассказал о корпоративной схеме ухода от налогов в Люксембурге. Власти Люксембурга приговорили его к условному тюремному заключению, но потом он был оправдан как информатор. Скандал получил название Luxemburg Leaks (сокращенно LuxLeaks).