Современная медицина позволяет продлить жизнь тем пациентам, у которых без лекарств и технологий не было бы никакой надежды. Смерть откладывается и откладывается. Однако понятие жизнь не является синонимом качества. Человек умоляет о смерти, но она не приходит. Все больше и больше людей отстаивают свое право не только на жизнь, но и на смерть.
В качестве аргументов, почему в Латвии не могут всерьез задуматься о легализации эвтаназии, обычно приводится тот факт, что в стране не хватает качественной паллиативной помощи, есть проблемы с обезболиванием, а также мистическое "общество не готово". Между тем количество самоубийств у нас велико - примерно один случай в день. Часть этих людей серьезно больны, а врачи признают, что некоторые ДТП и случаи утопления на самом деле могли быть самоубийствами.
Все это заставляет задуматься о том, что аргумент "Латвии об этом говорить рано" - лицемерен.
И еще: в странах, где эвтаназия разрешена, паллиативный уход находится на высоком уровне, но спрос на "легкую смерть" имеет тенденцию увеличиваться.
Пока в обстоятельствах отсутствия государственных нормативов сами врачи нотариально заверяют свою последнюю волю - в безвыходной ситуации не продолжать поддержание жизни, первый шаг в сторону выбора пациента "уйти достойно" тем не менее был сделан. Министерство здравоохранения обещает, что в сотрудничестве с Латвийской медицинской ассоциацией и отраслевыми экспертами в августе возобновится работа над проектом ограничения терапии, который предусматривает практическую реализацию права каждого человека на достойную смерть путем отказа от терапии, которая в целом не приносит пользы пациенту. Однако, согласно мнению министерства, ограничение терапии или вопросы "последней воли" не имеют ничего общего с эвтаназией или ассистированным суицидом.