На стриминг-сервисе Netflix для просмотра доступен нашумевший сериал "Ход королевы" про гениальную шахматистку, страдающую от наркозависимости. В новом материале рубрики "Андрей уже посмотрел!" рассказываем, стоит ли смотреть этот фильм.
Американская девушка-гений против гроссмейстера из СССР: разбираем сериал "Ход королевы"
Кентукки, 50-е. В приют для девочек попадает 9-летняя Элизабет Хармон, только что потерявшая мать. Напуганная и дезориентированная, она находит отраду в шахматах и быстро показывает себя как одаренного, если не гениального игрока. Карьера шахматистки идет вверх, и вскоре она ставит перед собой самую амбициозную цель - победить советского гроссмейстера Баргова, сильнейшего в мире игрока в шахматы. Помешать героине достичь победы могут не только феноменальные способности советского шахматиста, но и ее наркотическая зависимость...
В послужном списке режиссера Скотта Фрэнка уже есть сериалы - он поставил несколько эпизодов знаменитых "Бесстыжих", вслед за чем создав для Netflix свой авторский многосерийный вестерн "Забытые Богом". Однако широкой аудитории больше известны его работы в традиционном полнометражном кино - за более чем тридцатилетнюю карьеру сценариста он успел посотрудничать со Стивеном Спилбергом и поработать над франшизой про Людей Икс (к примеру, написал сценарий для самого брутального фильма серии - "Логан").
И "Ход королевы" (дословный перевод названия - "Ферзевый гамбит") больше напоминает именно полнометражное кино, с первых кадров привлекая дороговизной и масштабом, редким для сериалов чувством стиля и меры, киношной элегантностью и отсутствием привычной сериальной спешки.
В принципе, постановщик представляет каждую серию своего проекта как готовый мини-фильм - законченную новеллу в пределах большого, сложнопостроенного рассказа. Постройка таких размеров, конечно, иногда досадно ослабляет хватку (этого, видимо, могут избежать только чистые гении), но в остальном - построена хитроумно и талантливо, как умелая шахматная партия.
Что касается самих шахмат, то у создателей вышло, казалось бы, невозможное - показать интересной игру, в которой не разбирается подавляющее большинство человечества.
Благородной, если не сказать элитарной, игре редко посвящают фильмы - соответственно, авторам мало откуда можно было черпать вдохновение. Тем не менее атмосферная музыка Карлоса Рафаэля Риверы, картинка Стивена Мейцлера и ювелирный монтаж Мишель Тесоро вызывают в зрителях драйв не меньший, чем при просмотре боксерского матча, а кроме этого - забавную иллюзию того, будто мы сами начинаем понимать все тонкости шахмат. Растянуть этот эффект на 7 полнометражных эпизодов без потери действенности - достижение, достойное высочайших похвал.
Кстати, не подозревайте "Ход королевы" в "основанности на реальных событиях" - фильм создан по мотивам романа Уолтера Тевиса (среди экранизаций его сочинений - "Цвет денег" Мартина Скорсезе), не имеющего в основе ничего, кроме выдумки. Возможно, кого-то это расстроит, однако ни исторический, ни биографический жанр никогда не были сверхпопулярными у публики и критиков. К тому же, используя придуманную историю, создатели избавили себя от целой череды ограничений вроде вынужденного нацела на достоверность или боязни оскорбить родственников/поклонников героя.
Пример "Хода королевы" так же, как "Форреста Гампа" и "Парфюмера", лишний раз доказывает, что лучшие биографические фильмы - всегда про никогда не существовавших людей.
Именно художественность позволила как автору оригинального романа, так и обратившимся к его творчеству кинематографистам создать удивительных персонажей с тончайшей психологией. В их центре - сама гениальная шахматистка, мастерски исполненная молодой Аней Тейлор-Джой (девушка является поклонницей книги и даже сама выбирала для героини костюмы и прически). Бесспорно, актрису ждет большое будущее - в этом году, несмотря на пандемию коронавируса, помимо "Хода королевы" она успела выпустить два полнометражных фильма - многострадальных "Новых мутантов" и современную экранизацию Джейн Остин "Эмма". Однако именно образ шахматного вундеркинда помогает Тейлор-Джой еще сильнее укрепиться в амплуа серьезной драматической актрисы.
Вынужденная рано повзрослеть (а после - и постареть), героиня являет собой образ изломанной жизнью девочки, которая потеряла и не может найти маму (а с фигурой отца отношения еще сложнее). Долгое время в приюте ее интересуют лишь три вещи - шахматы, транквилизаторы и целующиеся парочки. Впрочем, со временем она сама научится приманивать к себе мужчин, однако окажется ли способна на здоровые отношения - остается загадкой. Одним словом, героиня очень походит на излюбленных персонажей Дэвида Финчера - конфликтующих с обществом и его нормами и сосредоточенных только на своем деле.
Впрочем, почему сразу Финчер (о нем мы поговорим уже в декабре - с выходом долгожданного "Манка" на том же Netflix) - режиссер "Хода королевы" еще в собственном дебюте проявил интерес к героям с ментальными проблемами. Своим же подходом к персонажу гениальной шахматистки ему удалось оживить даже конъюнктурную составляющую проекта, благодаря чему
тоскливая фабула о сильной девушке, стремящейся к успеху в мире мужчин, становится по-настоящему искренней и увлекательной.
Но даже образ главной героини был бы неполон без окружающих ее персонажей-сателлитов, из которых отдельно запомнятся роли Гарри Меллинга (Дадли Дурсль из "Гарри Поттера") и неожиданно повзрослевшего Томаса Сэнгстера из "Игры престолов". При этом даже их переигрывает главное открытие сериала - тринадцатилетняя Айла Джонстон, сыгравшая главную героиню в самый определяющий период ее жизни - после смерти матери и во время знакомства с шахматами. Девочка с глубокими глазами выдает перформанс такой мощи, что даже старожилы профессии смотрятся на ее фоне блекловато. Вот уж где не киношный, а настоящий вундеркинд. Будь прокляты все премии мира, если не дадут девочке достойных наград!
История гениальной шахматистки, хоть и остается плодом воображения авторов, происходит на фоне вполне конкретной исторической эпохи, имя которой - холодная война. Однако политическая реальность того времени если и доносится до героев и зрителей, то максимум - в виде портретов Кеннеди. Немного концентрированнее эта тема становится в самом конце, когда противостояние американской девушки-вундеркинда и советского титана доходит до финальной игры в Москве.
Кстати, Америка конца 50-х - начала 60-х очень напоминает Советский Союз - с неприветливыми продавцами, послушными женщинами и словно высеченными из камня мужчинами. А та страсть, с которой в фильме показан накал шахматных войн, заставляет поверить, что противостояние СССР и США в сфере шахмат было ничуть не менее драматичным, чем в сфере оружия, геополитики или космоса. Что интересно, конкретно в шахматах - не в пользу американцев.
Авторы сериала вообще относятся к советским шахматистам с большим пиететом (в качестве консультанта на фильме даже работал Гарри Каспаров) - начиная с гроссмейстеров в серых костюмах и заканчивая "дворовыми" матчами, где соревнуются простые советские граждане. А в самом конце фильм и вовсе сделает приятно всей русскоязычной публике и взглянет на гениальную американку добрыми глазами литовского (для многих - еще советского) актера Юозаса Будрайтиса.
Здесь любопытно вспомнить, как в российском кино про спорт иностранцев принято изображать бесчеловечными големами с пугающей моралью и чужеродным представлением о жизни. В американском "Ходе королевы" то же самое говорят о советских шахматистах - те буквально представляются высеченными из камня орудиями шахматных убийств. Впрочем, лишь до поры. Постепенно каждый из них скинет маску профессионала и окажется настоящим человеком - таким же, как наша героиня.
Вывод: Сериал Скотта Фрэнка - мощная история о гении, которую наверняка ждут ворохи наград на всех ближайших кинематографических премиях. Она изысканна и сложна, как шахматы, но своей человечностью достучится до сердца каждого зрителя.
Оценка: 4 из 5