Латвия переходит на дошкольное и школьное обучение только на латышском языке. На бумаге мотивация более чем благородная, власти выступают за равные знания государственного языка и, соответственно, возможности для всех детей вне зависимости от родного языка. На практике - выбранный подход похож на профанацию и еще большее разделение общества вместо его сплочения. Такое мнение в эфире "Кто вам платит?" высказали директор Рижской Ринужской средней школы Денис Клюкин и депутат Рижской думы, педагог Антонина Ненашева ("Прогрессивные").
С 1 сентября 2023 года общеобразовательные программы основного образования в Латвии полностью переводят на латышский язык для 1-х, 4-х и 7-х классов, с 1 сентября 2024 года - для 2-х, 5-х и 8-х классов, а с 2025 года - для 3-х, 6-х и 9-х классов. Для средней школы этот переход уже состоялся ранее, нынешний выпуск стал последним, когда в 10-12-х классах еще допускалось обучение по программам для нацменьшинств. Проще говоря - в ближайшие три года Латвия намерена перевести все детские сады и школы на обучение только на латышском языке. Законопроекты предусматривают, что учащийся на этапе основного образования сможет изучать язык и историю культуры меньшинства в рамках программы обучения по интересам. Эти программы будут финансировать государство и самоуправления.
"У них отдельная Латвия" - образование и политики
"Проблема в том, что у Министерства [образования], да и Сейма, в принципе, - своя отдельная Латвия", - считает Денис Клюкин, директор Рижской Ринужской средней школы, пока что реализующей обучение по программам для нацменьшинств. По его мнению, проблема полного перехода школьного обучения на государственный язык - вполне компактная и затрагивает преимущественно три города Латвии, в которых для половины жителей язык семьи - русский. Речь о Риге, Даугавпилсе и Резекне. Именно в этих городах проблема коснется не менее половины школ. На этом компактном проживании русскоязычных и следует сконцентрироваться и искать пути решения, в противном случае ныне предлагаемый переход школ нацменьшинств на обучение на латышском языке больше походит на профанацию и формальность, убежден директор рижской школы.