- Как вы считаете, повлияла ли война на украинскую живопись и внесла ли что-то новое в жизнь украинских художников?
- Любые сложные условия, страшные события, сломы в истории активизируют искусство и творческий потенциал людей, потому что все эмоции, чувства, мысли надо переосмыслить и выплеснуть, а творческие люди всегда делали, делают и будут делать это через искусство: музыку, живопись, танец, скульптуру и прочее.
Во время войны искусство переживает большие перемены. Появляются новые направления в искусстве, меняется его интерпретация – например, во время войны у меня появилось новое полотно, которое совершенно не похоже на холст, и это как раз-таки противотанковый еж. Я считаю, что благодаря именно такому необычному полотну, как противотанковый еж, я могу громче всего напоминать людям о войне в Украине и рассказывать миру о нашей украинской культуре.
- Некоторые говорят, что украшать места трагедий нельзя, ведь это противоречит человеческой этике. Что вы об этом думаете?
- Я с этим полностью согласна. Места, где были поломаны судьбы людей, где погибли или были ранены граждане Украины, где кто-то потерял своих близких, – эти места ни в коем случае нельзя не то что украшать, а даже прикасаться к ним.
Места трагедий и военные предметы, которые не были использованы в военных целях – это другая история, и, опять же, украшая военный инвентарь, мы показываем, что Украина принадлежит нам, что у нас есть свое творчество, своя история, своя культура и это никто у нас не сможет отобрать.