Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs

"Не говорят по-латышски": объясняем скандальную рекламу в Domina (1)

Рекламный стенд из торгового центра Domina и следующий кадр этой рекламы.
Рекламный стенд из торгового центра Domina и следующий кадр этой рекламы. Фото: коллаж RUS TVNET

В соцсетях распространяются фото с рекламой, которую можно было наблюдать в торговом центре Domina. Многие пользователи посчитали эту рекламу излишне провокативной. RUS TVNET предлагает полный контекст произошедшего.

Скандал

В соцсетях разлетелась фотография рекламного стенда в торговом центре Domina, на котором видна надпись: Nerunā latviski, netic Latvijai. Vai patriotu var pazīt pēc valodas? ("Не говорят по-латышски, не верят Латвии. Можно ли узнать патриота по языку?")

Многие комментаторы посчитали надпись провокационной и прямой атакой на русскоязычное население Латвии.

А на самом деле?

Этот рекламный стенд посвящен документальному сериалу "Раскол", в котором центр исследовательской журналистики Re:Baltica рассматривает тему общественного раскола в Латвии с разных сторон, в том числе и с языковой.

Сфотографированный стенд является не плакатом, а экраном. Если посмотреть рекламный ролик полностью, то видно, что частицы "не" в оригинальной фразе зачеркиваются, после чего возникает постер документального сериала.

Автор сериала журналистка Инга Спринге пишет, что в этой рекламе ей видится хорошая мысль - "показать, как меняется сила слов, если убрать агрессивные слоги, слова".

Вместо "Не говорят по-латышски, не верят Латвии" - "Говорят по-латышски, верят Латвии".

В Re:Baltica также прокомментировали возникший скандал.

"Есть что-то печально ироничное в том, как в рекламе "Раскола" показывается, что меняет один слог, побуждая задуматься об агрессии в обществе и о том, как мы общаемся. Кто-то фотографирует только один кадр и выкладывает в Facebook с совершенно противоположным посланием. Начинаются пересуды, а кто-то даже идет его [рекламный стенд] разрушать", - пишут журналисты в посте в Facebook.

Зачем нужен сериал "Раскол"?

На своем портале Re:Baltica подробно описывает причины создания документального сериала. RUS TVNET приводит прямой перевод их статьи - без сокращений.

Зачем мы сняли документальный сериал "Раскол"

Мы начали над ним работать в начале прошлого года, когда в латвийском обществе все яснее наметились разрушительные в долгосрочной перспективе тенденции, усугубленные полномасштабным вторжением России в Украину.

С военной поддержкой страны и готовностью общественности помочь украинцам все было в порядке.

Однако во время публичных дискуссий мы стали использовать такие ярлыки, которые раньше можно было услышать, возможно, в маргинальных группах. Выяснилось, что называть русских Латвии "свиньями" и призывать "очистить" общество от них - это не юридически наказуемая речь ненависти, а приемлемое для части населения действие (потому что война, видите ли).

Во-вторых, агрессия и оскорбление людей, чье мнение по разным вопросам отличается от "правильного большинства", привели к тому, что люди все чаще его не высказывают или истинные мысли скрывают. Не только в соцсетях, в результате чего там пропадают связные дискуссии. Разумные голоса замолкают, и доминируют агрессивные, создавая впечатление, что таково большинство.

В документальном сериале мы продолжаем показывать быт журналистов, как начала программа Karmas latvieši, чтобы люди понимали, как мы работаем. Никогда раньше я не сталкивалась с таким количеством отказов в беседе. Например, в Даугавпилсе о переходе на обучение на латышском языке. Причем отказались и те, кто за (потому что боятся, что другие скажут, что они "облатышились"), и те, кто против (потому что если человек хочет учиться на родном языке, то в глазах латышей он будет ватником).

Всегда можно сказать, что это показывает общественное доверие или недоверие к журналистам (и самокритичный разговор об этом я с собой веду регулярно). Но в Даугавпилсе не было ощущения, что это про журналистов - это про наше взаимное доверие.

В-третьих, поляризация все острее отражается и на политической повестке дня. Мы проводим непропорционально много времени, дискутируя о том, что еще можно было бы сделать с местными россиянами, но и наполовину столько не думаем, как догнать Литву и Эстонию, которые обогнали нас как будто на скоростном поезде.

В 2009 году ВВП Эстонии на человека был на 2010 евро больше, чем у нас, в Литве - на 40 евро меньше. Сейчас Эстония превышает наш показатель на 2970 евро, а Литва - на 1820. Во время дебатов об экономике эстонцы вообще уже не сравнивают себя с нами. Только с Литвой, пытаясь понять, что они делают правильно.

Любой журналист в этот момент спросит - почему так?

Год мы наблюдали, как развивается политика в Эстонии и Латвии. Доля нацменьшинств очень похожа. Угрозы из России - одинаковые. Обе страны решили перейти на обучение в школах только на государственном языке. Это не вызвало массовых протестов ни в той, ни в другой стране. Обе снесли советские памятники.

Но пока Эстония, желая обеспечить своих русскоязычных объективной информацией, дополнительно инвестировала в общественное СМИ на русском языке и начала финансировать и частные, Нацобъединение заочно пыталось добиться, чтобы в Латвии с 2026 года общественного русскоязычного СМИ не было вообще.

Еще два примера.

Эстония и Латвия начали покупать новые поезда в один год - в 2009-м. Эстония первые из своих 38 Stadler получила в 2012 году. Мы свои Škoda Vagonka - в этом году в декабре, и из 17 поставленных семь в мороз сломались сразу. Между тем эстонцы в следующем году получат еще 16 новых поездов (в том числе и Škoda).

Второй. В Эстонии проживает около 81 000 граждан России. В Латвии в начале прошлого года было 37,9 тыс. Из них 24,5 тысячи - бывшие граждане и неграждане Латвии, которые должны были сдать обязательный экзамен по языку. Сейм днями дебатировал, выслать ли тех, кто не сдал экзамен и когда. Я не знаю, сколько рабочих дней потратило чиновничество на производство поправок к законам, организацию экзаменов, рассылку приглашений, выслушивание объяснений и т. д. Не знаю, сколько - система здравоохранения, оценивая, кому предоставляются освобождения. Результатом стал закон, на основании которого сейчас 1167 человек находятся на последней стадии перед предупреждением о выдворении (и через два года будет еще одно неизвестное число, если закон не изменится).

Что сделали эстонцы? Лишили граждан России и других третьих стран разрешений на ношение оружия. И все. Видимо, те пенсионеры не были так опасны для безопасности страны, как наши.

Когда спрашиваешь эстонцев, сколько времени в их политике занимает обсуждение "русской проблемы", ответ - очень мало. Но это не только ответственность Национального объединения и "русских партий". С начала закупки поездов, почти 12 лет, правительство возглавляет "Единство". Можно оправдываться, что у нас коалиционное правительство, но премьер - это тот, кто определяет и одобряет направления.

В результате этих размышлений появился документальный сериал, показывающий раскол на четырех уровнях. Личном - не только в обычном "латыши против русских", но и "русские против русских", задавая вопрос, кто решает, на какую сторону человек попадает. Региональном - как у нас у всех есть мнение о Даугавпилсе, но в большинстве случаев мы не знаем, что там происходит. Политическом - как мы уделяем много времени дискуссиям, сеющим ненависть, в то время как 14 лет не можем купить поезд. И на уровне интернета, где споры искусственно конструируются в политических целях.

"Дерусификаторы" упрекнут нас, почему в сериале мы говорим по-русски. Работа журналиста - не проявлять позицию, а опросить собеседника. Мы разрешили каждому делать это на языке, на котором он чувствует себя комфортнее, потому что хотели услышать их ответы. Я в сериале, кажется, говорю как минимум на трех языках.

Такова обязанность журналиста - позволить звучать разным мнениям, задавать вопросы, анализировать последствия решений. Но остановить агрессию может только каждый сам.

На это мы и обращаем внимание в рекламных плакатах сериала. Родину от уродины отделяет всего один слог. Как и доверие от недоверия.

С воскресенья в 18:25 на TV3 и позже на YouTube-канале Re:Baltica.

P. S. Айнар Шлесерс ("Латвия на первом месте") уже пожаловался в социальные сети на то, что латвийское государство финансировало из Фонда поддержки СМИ (MAF) целый сериал против его партии. Положение MAF запрещает создавать материалы для кампании какой-либо политической силы. Оно не запрещает показать механизм, как конкретная партия строит свою популярность, разжигая раскол общества.

Сериал "Раскол" с 14 января идет на телеканале TV3, он также доступен на сервисах Go3 и TV3 Play. Первую серию бесплатно можно посмотреть здесь.

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх