Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

Как я бродил по кладбищу Плявниеки и чуть сам не предался земле (2)

Фото: Foto no personīgā arhīva

Новый сезон "кладбищенского детектива" я открыл на кладбище Плявниеки - в поисках места захоронения одного из величайших барабанщиков СССР, участника групп Eolika и Katedrāle Эйнарса Райбайса (1941-1972). 

Статья из архива RUS TVNET от 16.04.2020

Звучит довольно иронично, но кладбище на данный момент является чуть ли не одним из лучших мест, чтобы избежать коронавируса и не нарушить ограничения относительно встреч с другими людьми. На кладбище чудесно. Особенно весной и в солнечную погоду. 

Как для истинного латвийца культура кладбищ с самой колыбели вошла в мою жизнь. Как только я научился ходить, тут же освоил, как под правильной "елочкой" вырыть нужную могилку, а дорогу до ближайшей колонки с водой на кладбище находил с закрытыми глазами. Поэтому ностальгия, переполняющая меня, когда я прихожу на любое латвийское кладбище и чувствую запах хвои и песка, мучительно приятна для меня. Кладбища являются частью меня и частью нашей культуры.

Именно поэтому этой весной я решил продолжить серию "кладбищенского детектива" и искать места захоронения различных известных в истории людей.

Ранее мне удалось найти могилу Эйжена Финка на Покровском кладбище, посетить могилу лучшего друга Бетховена - Фердинанда Аменды, посмотреть на могилу известного литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса, а также исполнить свою давнюю мечту - посетить могилу Франца Кафки в Праге.

С приходом первых теплых весенних дней я взобрался на свой велосипед и из центра Риги отправился на кладбище Плявниеки, чтобы отыскать могилу барабанщика выдающейся латвийской рок-группы Katedrāle - преждевременно ушедшего из жизни Эйнарса Райбайса. 

Если вы никогда не слышали эту группу - мне вас искренне жаль! Нет, скорее, я хотел бы оказаться на вашем месте, чтобы вновь пережить радость открытия этого подарка небес. 

ПОСЛУШАЙ: KATEDRĀLE - AVOTS

Барабанщик Эйнарс Райбайс, могилу которого я решил найти, до попадания в группу играл в ансамбле Eolika, был лауреатом Таллиннского джазового фестиваля и одним из лучших барабанщиков в СССР. К сожалению, где-то к 1970 году музыкант начал сильно пить и покинул группу. А весной 1972-го он был найден мертвым на лестничной площадке дома в Гризинькалнсе.

Хотя официальной причиной смерти является алкоголь, многие по-прежнему считают, что к его кончине причастен КГБ.

Когда я случайно узнал, что Эйнарс Райбайс лежит в песке на кладбище Плявниеки, я понял, что должен немедленно найти его могилу. Сам иногда "балуюсь" музыкой, поэтому еще больше считал своим долгом найти место захоронения этого музыканта как для себя, так и для других, кто еще не знаком с ним. Этот материал я считаю своего рода данью уважения и благодарностью Райбайсу за развитие рок-музыки в Латвии. 

Сквозь девять кругов ада 

Итак, был солнечный апрельский день, когда я через Гризинькалнс ехал в сторону Деглавского моста, чтобы попасть в Плявниеки - район для меня чужой и абсолютно незнакомый. Оказалось, в Плявниеках никто не слышал ни о коронавирусе, ни о дистанцировании, ни о самоизоляции. Пенсионеры толпами продолжали собираться на остановках общественного транспорта, возле магазинов и на площадках. Так или иначе, когда я проезжал от улицы Сахарова до улицы Лубанас, мне уже удавалось разглядеть место, где должно было начаться кладбище.

Кладбище Плявниеки является третьим по величине в Риге - факт, который я не воспринял достаточно серьезно, прежде чем оказался на месте. Я понял, что задача будет гораздо сложнее, чем казалось изначально. В моем распоряжении было лишь одно современное изображение памятника и некоторые расплывчатые изображения его и окрестностей из 70-х или 80-х годов.

Стратегия у меня была простая - никакой стратегии. Я надеялся, что по этим картинкам достаточно быстро смогу найти довольно большой памятник. Я ошибался!

Прежде чем вы начнете меня высмеивать в комментариях, напомню - я топографический идиот и могу заблудиться в Старой Риге и даже в районе Базара Берга. На кладбище Плявниеки я заблудился уже в первые двенадцать секунд, но это только воодушевило меня. Я чувствовал в себе дух первооткрывателя, который должен найти Святой Грааль. Погода была хорошая, щебетали птицы, светило солнце. Вода? Пффф!!! Мне такие мелочи для слабаков не нужны, думал я про себя. 

Спустя минут сорок, которые я провел, прогуливаясь вдоль гробниц  и крутя головой во все стороны, словно фламинго, про воду я думал уже совсем иначе. Мне не удавалось обнаружить хоть что-либо, даже отдаленно похожее на очертания памятника.

Я "просмотрел" все глаза, исследовал доступные изображения памятника в поисках подсказок, которые могли бы указать на его местоположение. Я провел двадцать минут в поисках папоротников, потому что на рисунке видно, что они растут возле могилы. Хорошо, что я вскоре понял: апрель - не лучший месяц для них. Шерлок Холмс или комиссар Рекс наверняка гордились бы мной в тот момент.

Спустя еще сорок минут, когда мне уже удалось принять участие в четырех похоронах, в одной похоронной процессии и десять минут наблюдать за работой могильщика, я прибыл в место, где пройти дальше мне мешала проволочная ограда. Про себя я подумал, что уже изучил свои 0,2 процента от общей площади кладбища Плявниеки. 

Затем у меня, как по взмаху волшебной палочки, включились гены картографа, специалиста по ориентированию и следопыта, и я решил обойти могилы систематически по секторам. Когда изучил около десяти секторов за полчаса, то каким-то образом снова наткнулся на тот же забор, что и раньше. Присев на какой-то камень и обхватив голову руками, я начал призывать дух Эйнарса Райбайса, приказывая ему немедленно появиться передо мной, потому что музыканты должны быть солидарны друг с другом. Мои ноги уже были как вата, и я с ужасом думал о том, как буду забираться на Деглавский мост, если мне все-таки удастся выбраться из этих девяти кругов ада Данте. 

Райбайс не хотел мне отвечать и показывать, где он похоронен, поэтому я уже начал задумываться о тихом месте, где можно было бы предаться земле самому. 

Я не хотел сдаваться, но мне начало казаться, что кладбище Плявниеки - слишком жирный кусок для меня. Столь огромного кладбища я еще не видел. Когда, вздыхая от жажды, я все же дополз до одного из выходов с территории кладбища, то решил поставить во всем точку. Пока вспоминал, в каком месте пристегнул свой велосипед, произошло deus ex machina и сквозь еловые ветви я заметил каменную улыбку. Собрав последние силы в кулак, я бросился в ту сторону и, пробираясь сквозь еловые ветки, увидел грустный профиль Эйнарса, вырезанный из камня. 

Фото статьи
Фото: из личного архива

Нашел. Огромное удовлетворение охватило мои уставшие кости, огромная гордость наполнила мое сердце и разум. Я, Роланд Виркс, нашел Атлантиду! Дайте хоть сена стог, я в нем найду целых пять иголок! В сердечной и душевной близости я постоял у памятника Райбайсу, после чего направился к месту, где оставил свой велосипед и откуда начал поход - всего в шести метрах от памятника. 

RUS TVNET в Instagram: Новости Латвии и мира в фотографиях и видео!

Комментарии (2)
Наверх