"Он был советским функционером, и это место тоже должно быть как-то связано с советской эпохой. Например, аэропорт Спилве, мы знаем, что там есть серпы и молоты, гербы СССР, там есть парк", - сказал Друлле.
Управление национального культурного наследия не возражает против переноса памятника Упиту, особенно учитывая, что Дом конгрессов и площадь перед ним планируется реконструировать. Однако решение разрезать памятник пополам стало неожиданностью.
"Скульптура как таковая должна быть сохранена и сохранена в том виде, в каком ее создал скульптор Терпиловскис, а не, например, скульптор Друлле. На самом деле я хотел бы от всего этого дистанцироваться, потому что архитектором этого памятника был мой отец. Благодаря моему отцу я достаточно хорошо знал и Альберта Терпиловскиса, и я ни в коем случае не считал бы его каким-то… Даже в то время они все были очень латышскими людьми", - отметил Асарис.
Авторами памятника являются архитектор Гунар Асарис и скульптор Альберт Терпиловскис. Официального согласования на преобразование памятника с наследницей авторских прав Терпиловскиса не проводилось. Ею является бывший политик Карина Петерсоне, крестной матерью которой была супруга скульптора.
Карина Петерсоне, наследница скульптора Альберта Терпиловскиса и руководитель общества поддержки Национальной библиотеки Латвии, отмечает, что ее семья связана с семьей Андрея Упита. Ее дед, Юлий Петерсон, был типографом и драматургом.
"Они были очень близкими друзьями, несмотря на то, что их политические взгляды сильно отличались. Но он много помогал Андрею Упиту: спасал его от тюрьмы, устроил его на работу в свою типографию, помогал его сыну. Но когда настали тяжелые времена - его арестовали, ему угрожала депортация, - моя бабушка пошла к его ближайшим друзьям, в том числе к Андрею Упиту… Возможно, он не мог помочь, но в любом случае ничего не изменилось. Он отправился в Сибирь, где и умер. Каждый раз, проходя мимо этого памятника, я ощущала его как шип. Он был мне нужен, чтобы напоминать и побуждать задуматься", - рассказала она.