Латгалия без сепаратизма: «Тутошние мы!..»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Иева Чика, LETA

С депутатом латвийского Сейма Юрисом Вилюмсом мы говорили по-русски. Латгальского языка я не знаю, а по-русски Юрис говорит так же хорошо, как по-латышски. О связях столицы с провинцией, настроениях предпринимателей, о языках и наречиях, о национальностях и опасности латгальского сепаратизма — в интервью депутата от Латгалии.

От «своего» депутата избиратели ждут решения многих своих проблем. Ждут, чтобы выбил он там, «в верхах», для чего-нибудь важного денег… Миллион, или даже два…или даже— миллиард. Но деньги, считает Юрис Вилюмс, ничего по большому счету не решают. Важнее, чтобы проблемы региона были услышаны и учтены при решении общих для страныпроблем.

Точки роста города Прейли

- Ваши поездки в латгальские самоуправления — вместе с другими депутатами — как впечатления? Где именно недавно были? О чем говорили? Что видели?

- Последняя была поездка в Прейли. Встретились с региональными представителями латвийской торгово-промышленной камеры. Предпринимателей очень волнуют налоги, особенно - их доля в оплате труда. Говорят нам: вот, минимальная зарплата в Латвии 370 евро —и это на бумаге, на руки человек еще меньше получает. А

давайте посмотрим, сколько работник с такой минимальной зарплатой предпринимателю стоит — и сравним с другими странами.

По сравнению с той же Германией, другими странами, получается , что у нас самые большие налоги. Мне об этом уже прожужжали все уши!..

- Да, весь малый бизнес на это же жалуется. А вот господин Годманис недавно — в интервью русскому TVNET в цифрах показал: и в Эстонии, и в Литве работник работодателю обходится еще дороже… Позитивные впечатления от встреч в Прейли тоже есть?

- Очень позитивные впечатления от Прейльской гимназии, где активно работает клуб роботики. Ребята не просто конструктор собирают, они сами и программируют роботов, участвуют в соревнованиях на уровне республики. Пару лет назад я сам в Америке видел, как развивают профессии будущего. И в Прейли сейчас увидел примеры того же, значит, в чем-то нам удается идти в ногу со временем. Это было для меня новостью. Мои коллеги были также на швейном производстве в Прейли, хоть там все на старых технологиях, но используют их эффективно, производство работает.

- Там ведь и сыры делают на экспорт - «Прейлю сиерс» ведь работает?..

- Ну, «Прейлю сиерс» - это достаточно сильное предприятие, они и сами пробьются. Но вот

есть около Прейли маленькое семейное предприятие, ферма, где выращивают улитки, и экспортируют их в рестораны Европы тоннами.

Человек никуда не уехал, нашел свою нишу на рынке, живет здесь и развивает свой бизнес. Вот такие примеры и свидетельствуют, что Латгалия — никакой не депрессивный регион, а очень даже позитивный регион.

- Есть еще примеры?

- Еще мы были в Прейли в музее кукол —он уже давно работает, но я туда впервые попал. Но это тоже пример как человек нашел возможность самореализации, вложил свой азарт в дело, и теперь не только мирового уровня кукол делает, но еще и международные фестивали в Прейли проводит. Хозяйка музея рассказала, как лично к ней приехал лидер группы «a-ha» и купил куклу. Между прочим, информацию о музее он нашел в каком-то из международных каталогов… Вот так. Мне, конечно, было очень ценно поговорить с такими активными людьми, узнать, как они видят проблемы. Приехали на эту встречу и предприниматели из Даугавпилса, из Дагды, из других мест. Переговорили мы и насчет Латгальской специальной экономической зоны...

Латгальская СЭЗ нам поможет?

- Вот о специальной экономической зоне, пожалуйста, поподробнее… Ведь структурно она задумана в довольно непривычном формате — без привязки строго к определенной территории, к конкретному месту…

- Мой коллега — депутат от «Единства» Алдис Адамович - рассказало том, как идею предусмотрено реализовать. Там есть своя логика. В свое время я работал в администрации Резекненской СЭЗ. Там была такая проблема: что вот территория СЭЗ и она здесь, и все. А весь остальной город — это просто город. И

как только собственник узнавал, что у кого-то из предпринимателей есть интерес к его территории, к тому, чтобы в СЭЗ работать, он тут же цену так поднимал вверх,

что предприниматели говорили: нет, спасибо, мы туда не хотим идти!

- Недавно — как раз в связи с созданием Латгальской специальной экономической зоны — по латвийскому ТВ показали несколько сюжетов о Резекненской СЭЗ, и там все выглядит довольно удручающе - жалким, убогим. Телезритель видит: разруха, явный пример неудачи. Вы согласны с этим?

- Нет, не согласен. Конечно, СЭЗ не решает всех проблем, но если бы в Резекне не было СЭЗ, там было бы все еще хуже.

- Ну, как и многие рижане, могу судить только по таким сюжетам из телевизора...

- Знаете, закон о СЭЗ — идет ли речь о Резекненской или Латгальской СЭЗ — не решит всех проблем. Потому что опять мы не смотрим на общую картину. Что получается?.. Льготы по налогам, которые дает СЭЗ —это скидки по налогу на прибыль и налогу на недвижимость. И они не так уж и привлекательны для инвесторов, чтобы сразу кинуться куда-нибудь с инвестициями. Может быть, кому-то они ипомогут решиться на инвестиции, но только как допольнительный аргумент. А вот выделенные еще дополнительных 52 миллиона евро, которые получат Латгальский регион - вместе с Алуксне —за счет этого можно уже какую-то инфраструктуру улучшить - дороги сделать, подтянуть газ или электричество. Возможно, что для кого-то из местных предпринимателей это станет стимулом расширяться или еще что новое делать. Думаю, что эти инвестиции будут более привлекательны для предпринимателей, чем налоговые скидки специальной экономической зоны.

- А что сегодня в Латгалии может стать реальными точками роста в масштабах всей Латвии?

- Нужно помочь укрепиться университетам — Даугавпилсскому унивесриитету и Резекненской академии технологий. Там есть много программ, которые движутся в ногу со временем. Система нашего образования — такая, какая она есть. И финансирование — какое уж есть… В Сейме я работаю в комиссии по образованию, культуре и науке. И мы все время говорим: в Латвии слишком много университетов и высших образовательных заведений, и большинство из них — в Риге, но имеют еще и филиалы в Резекне и в Даугавпилсе. Создается ненужная конкуренция, неразумная. Студентов всем не хватает, распылятся преподавательские и научные силы. Так не лучше ли сделать один — но качественный! - региональный образовательный центр?

- Не получится ли, что региональные вузы готовят кадры уже не для Латвии? Негде будет работать — выпускники уедут…

- Главное, чему

студентов должны научить — как стать работодателем, начать свое дело, обеспечить свою семью и дать работу другим.

Конечно, часть выпускников высшей школы после окончания учебы уедет и в Ригу или за рубеж, это неизбежною Но если молодой человек уже после 12 класса уехал в Ригу… потом его вернуть уже практически невозможно, если только у него нет какой-то собственной мотивации.

О пользу юридической грамотности

- А у Вас была мотивация вернуться ? И какая? Вы ведь в свое время тоже уезжали, учились в Елгаве в сельхозакадемии?..

- После второго-третьего курса я понял, что если не вернусть, то не смогу жить в ладу со своей совестью. Надо хотя бы попробовать что-то сделать для блага своего региона и своего государства, и именно там, где я родился, где меня учили и научили основам всего важного в жизни. Недолго, - четыре месяца, - я работал и за рубежом. И тогда дал сам себе клятву, что вернусь – и сделаю, что смогу.

- Вы ведь в Краславе родились?

- Это я в роддоме родился краславском… А жил я до 17 лет в Эзерниеках, это раньше был район Краславский, а сейчас это Дагдский край.

- И сейчас там бываете часто?

- Каждую неделю езжу, мать там живет. Поэтому у меня и компенсация самая большая...

- Да! Вы прославились — в заголовках новостей фигурировали, как депутат, который очень уж дорого обходится нам, избирателям!.. Норма компенсации расходов для вас установлена была самая большая.

- Да, 700 евро в месяц. Правда, когда эти заголовкив СМИ появились, кто-то из журналистов подсчитал, что одна только поездка на служебной машине куда-нибудь в Лиепаю и обратно обходится почти в такую же сумму — бензин, амортизация, зарплата водителю.

- Еще добавьте, что машины хорошие, дорогие. Вот перед нашей встречей к порогу Сейма подъехал представительского класса «Мерседес», мы же богатая страна, можем себе позволить… Но давайте уж лучше про латгальские дела... Почему латгальский язык — языком никак не признается. И нужен ли какой-то особый статус латгальскому языку? Ведь на нем и так 164 тысячи человек говорят — из них только живущих в Латгалии 100 тысяч человек…

- Да, но если мы посмотрим на возрастную структуру говорящих по-латгальски... Проблема в том, что младшее поколение часто языка уже не знает, и говорит по-латгальски из них только какой-то процент. Польский язык в Латгалии в школах сегодня уже учат больше, чем латгальский язык.

- Но ведь в школах латгальский можно преподавать, скажем, факультативно? Ведь это не запрещено?

- Нет, конечно, не запрещено. Но Вы ведь знаете, наверное, эту эпопею, как я решил дать клятву депутата на латгальском языке — тоже ведь это не запрещено. Так и с преподаванием латгальского языка, каждому учителю надо целую эпопею пройти.

- Да, про эпопею с клятвой на латгальском языке все слышали!.. Но ведь то, что вам, латгальцам, не удалось в 2011 году, Вы — уже в единственном числе — все-таки сделали в 2014, да?.. И Вам это удалось доказать, что - не запрещено?..

- В первый раз я не хотел идти на такую острую конфронтацию и уступил. Сказал, что если юридическое бюро Сейма считает, что так нельзя — я подчинюсь, потому что юридическому бюро доверяю. Но потом прошли эти три года,

я вопрос изучил досканально и не нашел ни одного доказательства, что произносить клятву по-латгальски запрещено.

И я пришел к тому же юридическому бюро, сказав, что собираюсь говорить по-латгальски, и если у них есть доказательства, что я не прав — тогда я не буду этого делать…

- Системный подход, грамотный. Вызывает уважение.

- Все кончилось хорошо. Но такую же эпопею надо проходить и каждому учителю, который должен повторять, что латгальский — важен, что его надо учить, что он — действительно неотъемлимая часть латышского языка. Каждый раз надо проходить сквозь бюрократическую систему. Взять ту же ситуацию в Карсаве…

- Вы о том, как там названия улиц написали по-латгальски, а центр госязыка грозился за это местную власть штрафовать? Русский TVNET писал об этой ситуации. Дело дошло до суда?

- Нет, конечно. Нужно ведь сначала юридически доказать, что мы не правы.

- Среди Ваших замыслов было и издание букваря на латгальском языке. Удалось это сделать?

- Да, букварь есть, но сделали только электронный вариант, в интернете его можно найти.

Национальные особенности «тутошних»

- Статус латгальского языка сегодня в Латвии ввобще у нас какой? «Историческая форма латышского языка» - не вполне определенно, но именно так в законе написано...

- Латышский язык у нас государственный, он имеет две разновидности – латышский литературный язык и латгальский – как латышский язык Латгалии. В международных классификаторах каждому присвоен свой код – ISO – соотвественно есть три кода: LV, LAV i LTG. То есть

латгальский язык является международно признанным. Но у нас в стране многие считают, что нет такого языка

– в том числе и министр юстиции наш так считает. Те, кто отрицает латгальский язык – они как раз и подталкивают латгальцев к сепаратизму. Логика такая: раз уж мы не можем доказать, что и мы – латыши, и не находим в этом понимания, то в один прекрасный момент можем и мы заговорить о самоопределении.

- Сепаратизм – это всегда опасно, никому он еще добра не принес...

- Да, мы должны быть едины для Латвии, так и Латгальский конгресс 1917 года решил. Но позже,

когда принимлась конституция – Сатверсме – депутаты от Латгалии ведь за нее не голосовали, они вышли из зала, демонстрируя, что не согласны с тем, что гарантии и принципы, о которых говорилось на конгрессе 1917 года, не проработаны в Сатверсме

и все остается на уровне пустых обещаний. А им говорили: вы не беспокойтесь, латгальское наречие – оно ведь никуда не пропадет, вы сможете на нем говорить и учиться и все прочее. Действительно, так было до 1934 года.

- То есть разговоры о латгальском сепаратизме – родом из давнего прошлого?

- Это все наше наследство. Частично - со времен Карлиса Ульманиса, но еще больше – с советского времени.

- Национальности «латгалец» в нашем классификаторе национальностей тоже нет. В России есть латгальцы по паспорту, а в Латвии – нет. Прокомментируете?..

- Как по языковой линии, так и в национальном самоопределении мы – латыши, и, может быть, даже более латыши, чем все остальные. И что на территории России есть люди, которые могли написать в паспорте «латгалец» - это так исторически сложилось. Я понимаю опасения государственных структур, которые видят в стремлении многих людей называться латгальцами какой-то риск для государственной безопасности. Но если мыдействительно демократическая страна, мы не можем кому-либо запретить называться латгальцами или еще кем-то, придумав себе даже «новую» национальность.

- Как, например, в России в последнюю перепись населения обнаружилась такая национальность – «сибиряки»...

- Раньше, между прочим,

в Латгалии были еще и «тутошние». В начале ХХ века спрашивали человека: «Ты кто? Латыш?» - « Нет, не латыш, я – католик.» Или отвечали так: «Я – тутошний, я тут живу.» Разные курьезы есть...

- Да ну! И в документах так прямо писали - «тутошний»?..

- Не знаю как в документах, но в статистических данных эта категория показывалась. И если сейчас вдруг появится три или четыре тысячи человек, которые захотят свою национальность обозначать как «ХХХ» или «ХХХХ» - я не вижу препятствий, почему бы им этого не разрешить... Но мы-то ничего не придумывали – исторически так сложилось.

- Последний вопрос: впереди каникулы. Какие планы на лето у Вас?

- Знаете, я, в принципе, готов к тому, что меня не выберут в следующий Сейм. И не стараюсь делать что-то, чтобы быть обязательно избранным. Ко времени окончания моих полномочий уже семь лет будут отработаны в Сейме. Думаю, я заслужил уже право пожить в другой среде. Возможно, стоит и мне подумать о том, чтобы начать свое дело, позаботитьсяо будущем. Так что летом мы с моим помощником планируем много встречаться с людьми, разговаривать, объяснять, почему

важно всем участвовать в выборах в самоуправления – независимо от того, за какую партию они голосуют. Ведь важно не стоять в стороне.

Хочу, чтобы сильные кандидаты от Латгалии стартовали и на выборах в следующий Сейм – и готов им помочь, поделившись своим опытом.

- А отдыхать?.. Сами что планируете? И что в Латгалии в смысле досуга рижанам и гостям из других регионов посоветуете?

- О, у нас каждую неделю что-то происходит. В Даугавпилс поезжайте, там есть что посмотреть, ипраздник Резекненского края впереди – он в этом году будет большой. Музыкальный фестиваль латгальский мы организуем, и тоже - большой, там и реп, и рок, и поп музыка. И«природный концертный зал» тоже в этом году проходит у нас - в парке отреставрированной усадьбе Лужна. Еще есть такой интересный проект «1836» - путешествуют люди вдоль границ Латвии. И сам я тоже мечтаю проехать на велосипеде вдоль всей восточной границы – но не уверен, что именно в этом году это сделать удастся.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх