А я выжила, и я возмущена вашим докладом! Очень больно слышать эту всю неправду!
[...] Нужно провести исследование и говорить правду. [...] Я верю своей матери, которая рассказала, что с нами здесь происходило», - заявила бывшая узница концлагеря.
На возмущение женщины со стороны докладчиков последовало вполне циничное замечание о том, что она не могла знать, для каких целей у нее брали кровь.
«Пожалуйста, давайте сохранять спокойствие и придержим эмоции. Никто не спорит, что в Саласпилсском лагере брали кровь у детей. Другой вопрос - с какой целью это делалось. В своей книге мы относимся с глубочайшим сочувствием к страданиям детей, оказавшимся в лагере.
Мы понимаем, что происходило в Саласпилсе; но вместе с тем мы пытаемся узнать правду.
[...] При всем уважении к вашим страданиям, ни вы, ни ваши родители не могли знать, с какой целью у вас брали кровь. Попробуем, пожалуйста, это понять и придерживаться фактов», - ответил Улдис Нейбургс.
В интервью Латвийскому радио 4 Нейбургс рассказал, для чего понадобилось поставить под сомнение правдивость прежних данных о Саласпилсском лагере.
«Мы стараемся объективно рассказывать об истории Саласпилсского лагеря, искать факты, аргументы и документы. Я думаю, это хорошо, потому что в советское время о Саласпилсе говорилось много неправды.
70 лет прошло, пора нормально написать историю без эмоций, глядя на факты»,
В новой книге, которая была написана Нейбургсом в соавторстве с Рудите Виксне и Карлисом Кангерисом и которая должна выйти не позднее декабря текущего года, содержаться данные, полученные исследователями из архивов Латвии, России, Германии, США, Литвы и Польши.
«Согласно советским цифрам, в лагере погибли 53 тысячи человек, а с учетом филиалов лагеря - 100 тысяч человек. Мы исследовали все источники истории - и западные, и советские, и латышские, побывали в архивах разных стран. Мы знаем, сколько было местных политзаключенных, сколько из Белоруссии, Латгалии, из других мест. Всего - 23 тысячи. Половина из них была только временно здесь. Изучали все, что замалчивалось в советское время, а именно - что здесь было где-то 200 членов латышского национального сопротивления, где-то 60 литовских офицеров, где-то 2 тысячи балтийских и латышских членов полицейских батальонов и дезертиров из легионов. Обо всем этом мы говорим», - рассказал исследователь.
Отдельно Нейбургс прокомментировал вывод о преувеличении детских жертв в лагере и подмене истинных причин откачивания детской крови.
"Что касается детей в Саласпилсе, конечно, это очень, такой, чувствительный вопрос. Нелегко об этом говорить, и это понятно. Мы знаем, что из Белоруссии на привезли 2 тысячи детей. Мы не можем повторять советские цифры, что здесь были 12 тысяч детей, из которых 7 тысяч умерли. Не потому, что нам это нравится или не нравится, просто мы критически изучаем источники истории. К сожалению, сегодня не все это делают. [...] Если ты профессиональный историк, ты должен критически изучать все эти данные. Но, к сожалению, это не то, что мы видим в разных публикациях в России. Повторяются сведения 1945 года. Но как можно сказать, что здесь погибли 100 тысяч человек, если мы знаем, что сюда было свезено втрое меньше людей? Это только один из примеров, а их масса. [...]