/nginx/o/2018/08/14/11217852t1h5361.jpg)
Некогда на нашем славном курорте санатории в классическом понимании (место, где можно не только отдохнуть, но еще и полечиться) встречались через каждые 100 метров. Разные – от гигантов вроде «Рижского залива» до скромненьких типа санатория «Звайгзне» завода им. Попова. Ныне интернет-странички, зазывающие в Юрмалу на всех языках, ласково приглашают аж в… четыре санатория.
У двух из которых – серьезнейшие проблемы. Что случилось? Лечить уже невыгодно? Еще как выгодно – беречь здоровье сейчас модно. Дело в другом: юрмальские санатории владеют огромными земельными участками неподалеку от моря. То есть «лакомыми кусочками» на фоне быстро тающей «свободной» собственности главного курорта страны.
Где лечился Аркадий Райкин?
Для начала – о хорошем. Несколько санаториев хоть и изменили статус, но сохранили лечебный профиль. В первую очередь речь идет о бывшем санатории «Рижское взморье», в советские времена находившемся «под патронатом» 4-го управления местного минздрава. Таинственное управление выдавало путевки членам ЦК, Совета министров и деятелям культуры – в частности, в «Рижском взморье» каждый год отдыхал Аркадий Райкин с детьми, обожали лечиться актриса Элина Быстрицкая и композитор Марк Фрадкин. Речь идет о нынешнем Baltic Beach Hotel, сейчас предлагающем не только spa-услуги, но и квалифицированную медицинскую помощь.
В принципе, неплохая судьба и у санатория ДКБФ (зуб даю, что уже почти никто не расшифрует эту аббревиатуру – «Дважды Краснознаменного Балтийского флота») на границе Майори и Дубулты и санатория ПрибВО в Лиелупе – их главные корпуса стали элитными многоквартирными домами Marienbādes nams. Правда, при этом два лечебных учреждения, в которых исцеляли от болезней нервной системы и заболеваний желудочно-кишечного тракта, бесследно исчезли. Но спасибо, что хоть дома не разрушены, на них не наложен арест и в их подвалах воды не по колено. Потому что со многими санаториями Юрмалы происходит именно вышеперечисленное.
/nginx/o/2018/08/14/11217849t1h4c99.jpg)
Решая судьбу двух юрмальских санаториев, наше государство скоро должно будет в этой фразе поставить такую же важную запятую, как в хрестоматийном высказывании «казнить нельзя помиловать». Речь идет о здравницах «Янтарный берег» и «Белоруссия». Первая из них как бы «не совсем латвийская». До некоторых пор это «как бы» никого не тревожило. Но опомнились: участок-то в 190 124 кв. метра при санатории, с 72-го года находящемся в ведении Управления делами президента России в лице федерального государственного унитарного предприятия – оздоровительно-производственного комплекса «Бор», принадлежит нашему министерству финансов. И постановили: найти судью, в 72-м году принявшего «страшное» решение – ото- брать обширную территорию, а на то, что массу людей снова лечить будет негде, – наплевать. Таков вердикт, а рассмотрение претензий государства на санаторий в суде запланировано на осень. Видимо, «Янтарный берег» постигнет та же участь, что и самый роскошный юрмальский санаторий советских времен «Рижский залив» (специализировался на лечении болезней внутренних органов), расположенный в Яундубулты – в 2002-м участок в 53 422 кв. м за 2 153 667 латов 40 сантимов перешел к холдингу Ventspils nafta и связанным с ним компаниям. Огорожен забором. Охраняется собаками. Это – все.
/nginx/o/2018/08/14/11217850t1hfcc2.jpg)
/nginx/o/2018/08/14/11217851t1h4944.jpg)
Недавно мэр Юрмалы Инесе Айзстраута с инспекцией навестила реконструируемый вот уже 8 лет компанией Ominasis Latvia (инвесторы обещали вложить в дело около 10 млн. латов) знаменитый санаторий «Кемери», красивейшее главное здание которого построено по проекту известного архитектора Эйженса Лаубе. Госпожа мэр обнаружила в подвалах дома, косметически отреставрированного со стороны фасада, воду по щиколотку. И общее состояние, именуемое в народе «воз и ныне там». После чего призвала Агентство приватизации расторгнуть договор с Ominasis Latvia, хоть этой компанией через еще одну фирму и владеет такой замечательный инвестор, как небедный житель Саудовской Аравии Омар Салех Аль Хамди. Кстати, неподалеку от красивого особняка стоят и две заброшенные десятиэтажки экс-санатория «Латвия», некогда вместе с «Кемери» находившиеся в ведении Латвийского совета профсоюзов. Можно и на них обратить внимание между делом.
Воды по щиколотку в бывшем санатории, потом пансионате, потом гостинице «Балтия» нет. Но общий вид главного здания, в котором летом обычно селят участников фестиваля «Голосящий КИВИН», мягко говоря, мог быть и получше. Судьба бывшего санатория (специализация – заболевания желудочно-кишечного тракта), стены фойе которого украшали устрашающие плакаты вроде «Бульон для желудка – яд!», неясна. С июля 2004 года зданиями бассейна, санатория со столовой и др. владеет Владимир Цапун. Бизнесмен приобрел собственность у американской корпорации David Stanford Securities за 1 635 000 латов. Судя по тому, что г-н Цапун является совладельцем компаний, чьи названия совпадают с названиями проектов многоквартирных домов (Marienbādes nams, Jūrmalas vilnis), «Балтия» тоже может превратиться в новый элитный проект.
Кто же выжил?
Совсем немногие. В частности, знаменитейший санаторий (официально – курортно-реабилитационный центр) «Яункемери», в котором в прошлом году подняли на ноги известного актера Николая Караченцова, а за все годы существования – тысячи людей. Принадлежат здание санатория и земля вокруг него компании Sanare-KRC Jaunķemeri, наибольшее количество долей которой является собственностью Михаила Малкиеля. Директор санатория Малкиель, которого все называют «доктором», в представлении не нуждается – это тот самый человек, в ноги которому падали Алла Пугачева и другие звезды, благодаря за возвращенное в «Яункемери» здоровье.
Приятно и то, что до сих пор жив небольшой культурно-реабилитационный центр «Виктория-91» в Булдури, совладельцами которого являются Валентина и Александр Ничипоренко и Кристина Ципрович. Учитывая зависший над «Янтарным берегом» и «Белоруссии» «меч правосудия», «Яункемери» и «Виктория-91» – все, что осталось от знаменитейших санаториев Юрмалы.
[ЖЗЛ] благодарит за помощь в подготовке материала экс-директора санатория «Рижское взморье» (Rīgas Jūrmala) Улдиса Лиепиньша.