Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

"Запашок", интернет, полиция и немного философии в Транссибирском экспрессе

День тринадцатый
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Mārtiņš Otto, Viktorija Puškele/TVNET

"Люди, которым вы будете интересны или которым на вас будет наплевать. Люди, чьи руки пахнут пирожками и домашней едой. Люди, которые на определенный срок словно законсервированы в вагоне как шпроты в масле, и, несмотря на все колоссальные отличия, вынуждены сосуществовать вместе". Разменяли 8 700 километров в пути — на поездах, автобусах и практически "перекладных". Мы едем в поезде по Транссибирской магистрали. С одной стороны — это "день сурка", с другой — авантюра и приключение без сценария.

Виктория:

Плацкарт меня вдохновляет. Без шуток. Да, здесь душно, спустя несколько суток после отправления запах лапши быстрого приготовления смешивается с запахом пота попутчиков. Да, здесь нет супер-комфорта, но здесь есть нечто другое. 

Если хотите посмотреть на настоящую Россию, покупайте билет на поезд! Картинка за окном, которая меняется из региона в регион, и люди — настоящие, со своими проблемами и привычками. Люди, которым вы будете интересны или которым на вас будет наплевать. Люди, чьи руки пахнут пирожками и домашней едой. Люди, которые на определенный срок словно законсервированы в вагоне как шпроты в масле, и, несмотря на все колоссальные отличия, вынуждены сосуществовать вместе. Люди, чьи проблемы и жизненные установки, как правило, отличаются от того, что показывают по федеральным телеканалам. 

Фото статьи
Фото: Mārtiņš Otto, Viktorija Puškele/TVNET

Стемнело. Мы, слово за слово, начали болтать с "нашим китайцем", который на самом деле оказался корейцем. Что еще делать в плацкарте, когда на пейзажи за окном уже не полюбуешься,  так как в отражении стекол мы видим самих себя? И тут заходит полиция.

Ну давайте честно, у представителей власти в России весьма нелестная репутация. Вспомнить хотя бы любой сериал "про ментов" или новостную сводку о превышении полномочий людей в форме. Нам же, на удивление, встречались лишь ответственные и вежливые полицейские. И у Красной площади в Москве — не только подсказали, как пройти к ЦУМу, но и пожелали хорошего дня, и в поезде "Москва-Нижневартовск" при проверке документов, и здесь, в поезде "Москва-Владивосток".

Молодой полицейский в форме и фирменной шапке-"пыжике" несколько раз подходит к нам с настойчивыми рекомендациями прятать всю ценную технику. "Кражи каждый день", - объясняет он. И если в начале нашего путешествия присутствие полиции в непосредственной близости вызывало легкую панику, то сейчас — чувство спокойствия и защищенности. 

Вообще, за почти две недели в России среди наших попутчиков и собеседников были лишь приятные люди. Разного возраста, социального положения, разных убеждений, профессий и взглядов, но всех их объединяло одно — готовность помочь и наличие внутренней морали.

Вспоминаю разговор с "нашим Колей" на Байкале. Во время процесса совместного поедания замороженного омуля, я отметила, что удивлена отзывчивости и интеллигентности людей, которых мы встречаем. На что он отметил: "Просто вы сами хорошие, вот таких же и встречаете. Подобное к подобному". Не знаю, как, но похоже, это действительно работает!

Фото статьи
Фото: Mārtiņš Otto, Viktorija Puškele/TVNET

От философии переходим к вещам более практическим. Может ошибаюсь, но кажется, что с каждым разом взбираться на верхнюю полку у меня получается все быстрей и уверенней. Возможно, к концу поездки стану настоящим Человеком-пауком. 

Кстати, было так трогательно сегодня открыть электронную почту и увидеть, что абсолютно незнакомые люди пишут письма, в которых переживают о том, как поживает моя спина, которая заболела на следующий день после купания в ледяных водах Байкала. Всё отлично, мне намного лучше. Спасибо за заботу!

С личной гигиеной все тоже не так уж и страшно. В вагоне-ресторане есть что-то типа санитарной комнаты. Я видела, как девушки с ведерком, ковшом и полотенцем на плече заходили туда. Назвать это душем можно весьма условно — это обычный туалет, как и во всех остальных вагонах. На полу — дырка, куда уходит вся вода, которую нужно зачерпывать из ведерка и поливать на себя. Я вежливо поинтересовалась у проводницы вагона-ресторана, можно ли воспользоваться "душевой", на что она ответила, что такими привилегиями наделен лишь персонал поезда. Может, несколько сотен рублей сделали бы ее более благосклонной, но проверять я не стала. Поэтому - "Влажные салфетки, настало ваше время"!

Если не лениться, умываться и чистить зубы в туалете поезда (да, дома в чистой ванной это делать намного приятней, чем в общественных удобствах), использовать влажные салфетки, дезинфектор для рук и переодеваться - всё не так уж и трагично!

За порядок в коридоре плацкарта отвечает проводница. "Так, куда ноги поставил! Пока не высохнет, все 10 минут остаются на своих местах", - командует она. Для того, чтобы быть проводницей на поездах дальнего следования этим бойким женщинам нужно обладать невероятным количеством качеств. Быть строгой, но остроумной. Быть внимательной, общительной, но сохранять лидерство и не терять авторитет. Проводница может в два слова поставить на место любого криминального авторитета, и также легко — успокоить плачущего ребенка.

Длительная поездка в поезде, это, с одной стороны - "день сурка", который состоит из пробуждения, кофе, дневного сна, обеда, разговоров с попутчиками, походом в вагон-ресторан и разминанием конечностей на редких остановках, а с другой — приключение без сценария, потому что ты никогда не знаешь, что с тобой произойдет. Если поезд стоит более 10 минут, можно даже успеть добежать до продуктового киоска. Мы едем через какие-то неизвестные нам населенные пункты. Здесь мороз и почти везде лежит снег. Вчера в местном магазине на перроне о том, что именно я хочу приобрести, продавец спросили меня короткой и емкой фразой: "Чё"? 

Фото статьи
Фото: Mārtiņš Otto, Viktorija Puškele/TVNET

Красота в глазах смотрящего — все происходящее с нами зависит от того, как мы к этому относимся. Ну и еще от компании многое зависит. И с тем, и с другим мне повезло! Читайте нас завтра.

Мартиньш:

Мчимся через Россию, бед не знаем. Это действительно очень интересно - как быстро человек ко всему может привыкнуть. Если в Иркутске на станции впервые увидев попутчиков и заметив мимику их лиц, я инстинктивно переложил кошелек, телефон и самые ценные мелочи по карманам с молнией, то уже через пару дней они казались нормальными пацанами. На остановках здороваемся, если надо, одалживаем друг другу зажигалку.

Если в первое мгновение, как зашли в поезд, казалось, что воздух здесь, как говорят, "топор можно вешать", сейчас он уже привычен. Мне даже трудно описать этот "букет ароматов", царящий вокруг, но я делаю вид, что все нормально.

Фото статьи
Фото: Mārtiņš Otto, Viktorija Puškele/TVNET

Качество воздуха в поезде можно сравнить с качеством музыки на "Евровидении" - сильная, но плохая. Однозначно доминируют ароматы дешевого куриного бульона, концентрацию кислоты которого можно сравнить с загаженным лимонным садом, который пытаются вычистить аммиаком. Запахи обуви в поезде усиляться пока не собираются, здесь царит легкий душок, отзвуки которого с честью можно назвать "перегарчиком". На фоне присутствует и легкий спортивный дух, под которым я, понятное дело, имею в виду аромат спортивных раздевалок после хорошо сыгранного матча. Иногда немножко всплывают ароматы свежеиспеченных пирогов и кофе, но это "мягкие" ароматы, они пропадают, как только заметят волосатую подмышку.

Проветривание особо не в моде, но я периодически открываю окно. Особо претензий никто не выражает. Делаю вывод, что лень сильнее страданий носа.

Сон по-прежнему хороший и становится все лучше. Кажется, этой ночью проспали минимум 12 часов, несмотря на то, что Виктория продолжает дремать и посреди дня.

Интернета по-прежнему нет. Похоже, придется немного рассказывать об интернете в России. Во-первых, в поезде его нет. Если появляется, то нет большего счастья, чем подключиться к Skype. Следующая вещь - в России не работает хот-спот как опция. Нигде. Выкидывает ошибки, сообщения, которые позволяют понять, что интернет - не пирожок, который можно делить с кем угодно. Ни в гостиницах, ни в поезде, нигде и никогда невозможно создать соединение хот-спот.

Следующая вещь, которая раздражает не на шутку - это соединения wi-fi. Они в гостиницах и кафе есть, иногда даже хорошие, но по непонятной причине необходима регистрация. В частности, введи номер телефона, придет смска с трехзначным кодом, вводи и сиди в интернете хоть до старости. Конечно, здесь Россия, и в России всегда и у всего есть свое "но". Для регистрации необходим российский телефонный номер, иногда у телефона нет зоны и входящую смску получаешь лишь на следующий день, когда гостиницу уже покинул. Были места, где приходит гостиничный человек и  со своим телефоном активирует два компьютера, два телефона и все работает прекрасно, но на последней wi-fi-остановке в Иркутске с одного номера можно было активировать только одно устройство.

С латвийским временем у нас разница сейчас, если не ошибаюсь, уже семь часов. Впереди еще две ночи и целый день в поезде. Самочувствие хорошее, настроение прекрасное.

TVNET продолжает путешествие по Транссибирской магистрали. Предыдущие статьи смотри здесь.

Наверх