Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

Замкнутый круг: Из-за работы нет время на детей, без детей будет некому работать

Пример Японии
Фото: SCANPIX
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Хотя капитализм в большинстве случаев является неоспоримо эффективнейшим путём для экономического роста государства, однако даже в нём иногда возникают проблемы. Одной из них может быть низкая рождаемость, которая вызывает широкие дискуссии и в Латвии. Очень яркий пример данной проблемы представляет страна восходящего солнца - Япония.

В чем заключается проблема Японии?

Хотя Япония и считается одной из богатейших стран мира, её население вымирает, а рождаемость крайне мала. На основании отчетов правительства страны, изданных правительством Японии, в 2010 году в государстве проживало 128 057 352 жителей. Информация портала статистики worldometers свидетельствует, что в 2018 году число жителей упало до 126 854 745. 

Получается, что чуть больше чем за 8 лет Япония потеряла более одного миллиона жителей.

Если говорить о рождаемости, данные не менее драматичны. На основании данных Всемирного банка, в 2016 году в Японии коэффициент рождаемости на одну женщину составлял только 1,44 (в Латвии это число составляет 1,70).

Для сравнения в 50-х годах 20-го века, когда Япония ещё не пересеклась с текущей проблемой, число было 2,75.

В свою очередь низкие показатели рождаемости обычно сопровождаются ещё одной проблемой - старением населения. Япония не исключение.

Журналист Ричардс Муйжниекс о проблеме вымирания японцев говорит, что они считаются очень "старой" нацией (super aged nation), где более 20% населения старше 65 лет.

Кроме того, согласно прогнозам Национального исследовательского института населения и социальной безопасности Токио, уже к 2040 году 35% жителей будет старше 65 лет. Относительно высокий средний возраст населения также поддерживается долгой жизнью населения.

У японцев этот возраст составляет 81 год, у японок - 87 лет.

Почему это проблема?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть на острые дискуссии общественности Латвии насчёт демографических проблем.

Рабочая сила (особенно в капитализме) всё ещё остаётся одним из краеугольных камней успешного экономического роста каждой страны. Работа людей дает как необходимые для трат государства налоги, так и необходимые потребителям средства, чтобы они могли содержать себя, прогревать экономику и обеспечивать рост имеющихся в государстве предприятий.

Если человек в преклонном возрасте и не способен больше работать, тогда его должно содержать государство. В свою очередь, кормильцы - не что иное, как часть общества, которая находится в трудоспособном возрасте и предоставляет государству деньги для выплаты пенсий.

Проблемы появляются в момент, когда кормильцев становится меньше, чем иждивенцев.

В этой ситуации нужно тратить на пенсии и другие области социальной безопасности (особенно на здравоохранение) большие суммы, которые очень трудно охватить тем, кто находится на рынке труда в данный момент.

К тому же, в дополнение к растущим затратам государство может столкнуться с проблемой нехватки рабочей силы, когда у предприятий и/или государства сложности в поиске необходимых специалистов или необходимого количества работников для своих учреждений. 

Фото статьи
Фото: Reuters/ScanPix

Как это можно объяснить?

Существует много дискуссий о том, почему рождаемость в Японии так мала. Аргументы делятся на две части: экономические и культурные. В свою очередь, культурные причины связаны и в некотором смысле основаны на экономическом капитализме.

Говоря о первых, Ричардс Муйжниекс в своей статье указывает на одну особенность экономической системы Японии - Šinsotsu-Ikkatsu-Saijo.

В её рамках людям предоставлена возможность пожизненно работать в какой-то компании в обмен на пожизненную лояльность руководства.

Хотя эта система, созданная после Второй мировой войны, сыграла значительную роль в предотвращении послевоенного ущерба, она вызвала несколько серьёзных проблем. В этом случае говорю о требовании работодателя работать всё больше и больше. В наши дни это вылилось в необходимость работать 16 часов в день.

Одна из причин, почему это дошло до абсурда, заключается в том, что работодатели верят в то, что невозможно перенести предыдущие рабочие навыки на другую работу и получать такую же оплату.

Помимо этого, в японских компаниях распространена система, в рамках которой ты получаешь оплату, соответствующую проведённому в компании времени. Если меняешь работу, зарплата в любом случае будет меньше. В связи с этим люди не покидают работу.

В свою очередь, работая в таком режиме, у большинства людей не остаётся времени ни на что другое кроме работы, и многие считают, что не могут посвятить достаточно внимания своему потомству.

Фото статьи
Фото: Reuters/ScanPix

Американское издание The Atlantic также направило внимание на ещё одну проблему, которую образуют два фактора.

Первый - в 90-е годы правительство Японии пробовало немного поменять действующую систему Šinsotsu-Ikkatsu-Saijo и предоставляло компаниям больше возможностей как принимать работников на полставки, так и внештатно.

Второй - принимая во внимание долгую жизнь японцев, работники на своей должности остаются длительное время. Это всё создаёт ситуацию, в рамках которой молодые люди (обычно без существенного рабочего опыта) могли работать на полставки или внештатно, в надежде, что в один день выйдет получить что-то стабильнее.

Такого рода ставок часто недостаточно для того, чтобы обеспечить себя средствами к существованию.

Ещё в 2014 году были опубликованы результаты опроса, проведённого министерствами здравоохранения, рабочих ресурсов и благополучия Японии. По данным опроса, 40,3% сотрудников данных ставок признали, что основные доходы поступают всё ещё от родителей. В связи с этим, они просто физически не могут обеспечить семью необходимой поддержкой.

Если примем во внимание то, что только 20% из этих людей, в конце концов, смогли получить полную ставку, то получается безжалостная конкуренция и то, что каждый пытается выделиться на фоне других. Это никоим образом не помогает уменьшить уже укоренившиеся традиции переработки. 

Просто потому, что лучшим способом проявить себя для работодателя является работать больше, чем другие. Увеличение доли женщин на рынке труда и их стремление конкурировать с мужчинами, безусловно, не помогают улучшить показатели рождаемости.

Говоря о культурных аргументах, The Atlantic указывает на то, что японское общество отрицательно смотрит на мужчин, которые не могут получить договорённой полной ставки.

Считается, что они не предназначены для женитьбы и создания семьи. Даже если встречаются двое молодых людей, которые еще не имели стабильной работы, их родители выступают против союза из-за плохого финансового положения мужчины. В иерархическом обществе Японии очень важно мнение родителей.

Говоря о женщинах, общество негативно смотрит на тех, кто остаётся на работе после рождения ребёнка. В связи с этим многие не хотят рушить свою карьеру из-за семьи.

К тому же, если женщина захочет через время вернуться на работу, скорее всего, её будет ждать понижение и/или сокращение зарплаты. В дополнение к этому, именно от женщин ожидается, что она будет выполнять всю работу по дому, заботиться о старших и сыграет главную роль в воспитании детей, сообщает журналист Харуаки Дегучи в своей статье The Japan Times.

The Telegraph указывает на ещё один интересный фактор.

У многих людей всё ещё сохранились древние элементы культуры самураев о вечном доверии к своему хозяину (в наши дни - начальнику).

Потому они готовы терпеть чрезвычайно долгие часы работы и несправедливость. 

Фото статьи
Фото: AFP/SCANPIX

Можно ли что-то сделать для лучшего будущего?

Такая драматичная ситуация наводит на один вопрос - можно ли что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию в будущем?

Ричардс Муйжниекс справедливо указывает на то, что большая роль тут будет у правительства Японии, чьи решения могли бы стимулировать рождаемость.

Например, на это можно отвести больше средств от ВВП на социальную помощь и нужды семьи. В Японии это число только 1.31%. Это намного меньше, чем в других развитых экономически странах: в Великобритании 3.79%, в Швеции 3.64%, во Франции 2.92% и в Германии 2.32%, говорит Дегучи.

Особое внимание нужно посвятить улучшению положения женщин. В голову приходит пример из Франции, когда в 90-е годы столкнулись с проблемой низкой рождаемости, однако после президентских реформ Жака Ширака ситуация изменилась.

У реформы были три цели. 

  • Первая - не допустить ситуации, в которой женщина сталкивается с дополнительными экономическими проблемами из-за рождения ребенка.
  • Вторая - обеспечить бесплатной возможностью пользования детских садов и ясель (одновременно ликвидируя очереди).
  • Третья - не допустить ситуации, в которой женщину понижают в должности по возвращению на работу.

Возможно, что Япония с её известными трудностями, могла бы этот сценарий повторить. 

Также можно ничего не делать в этой области и открыть Японию для притока мигрантов.

Тем более, что людей, которые хотели бы отправиться в страну восходящего солнца, немало. Однако правительство всё ещё вводит значительные ограничения на их въезд. К тому же, такое решение, как и в Латвии, вызвало бы широкую критику среди консервативного сообщества. 

Последний вариант - продолжать вкладывать значительные средства в развитие машинного обучения и информационных технологий. Это потенциально могло бы компенсировать нехватку рабочей силы.

Принимая во внимание то, что японские технологии на высоком уровне, этот сценарий исключать нельзя. Однако всегда есть риск того, что машины могут отнять ещё больше работы.

Хочешь или не хочешь, на ум приходит ситуация в Латвии. Хотя здесь не будет ничего настолько страшного, как в Японии, мы тоже вынуждены столкнуться с дискуссиями о вымирании нации, нехватке рабочей силы и старении общества.

Также наши женщины всё чаще задаются вопросом, разрушит ли рождение ребёнка её карьеру. Это опять доказывает: хотя и расстояние между людьми могут быть большим, у нас всех одни и те же проблемы. 

Наверх