Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Дрова превращаются... или Как частное лицо делает деньги на государственном лесе

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Jānis Škapars/TVNET

С момента восстановления независимости Латвии владельцы леса экспортируют в Скандинавию древесину в огромных объемах. Несмотря на то, что скандинавов особо интересует балансовая древесина, последние три года предприятие Latvijas valsts meži ее не продает. Полученная в государственных лесах балансовая древесина попадает к скандинавам с помощью частного посредника, который зарабатывает на этом процессе, обходя конкуренцию, сообщает передача Nekā personīga телеканала TV3.

Во время вырубки лесов самое ценное - это пиловочник. Его используют в строительстве и производстве мебели. Верхушка дерева становится дровами и щепой. Но между пиловочником и дровами есть участок, который называют балансовой древесиной.

Ее полюбили скандинавы - они перерабатывают ее на целлюлозу. Балансовая древесина куда ценнее дров.

"На рынке балансовой древесины крупнейшая проблема Латвии в том, что он очень нестабильный. Скандинавские целлюлозные заводы смотрят на нас как на государство, в котором можно зачерпнуть в тот момент, когда им это очень надо. Тогда они платят любую цену, сносят любые рыночные равновесия на нашем рынке. Это произошло недавно, в 2019 году, однако стремительнее всего это было в 2007 году, когда они принудили нас думать, что таким образом мы сможем получить стабильность в этом регионе", - пояснил исполнительный директор Латвийской федерации древесной промышленности Кристап Клаусс.

Он указывает, что со скандинавами в том же продукте конкурировали местные производители древесностружечных гранул. В ценах были большие колебания, получить сам продукт - сложно. Чтобы помочь местным,

в Latvijas valsts meži нашли возможность исключить скандинавов из договоров. Балансовой древесиной торговать прекратили, вместо этого продавая ее вместе с менее ценной древесиной. Из нее целлюлозу произвести нельзя, а гранулы - можно. В критерии включили правило, что у покупателя должно быть производство в Латвии.

Предприятие Pata Board зарегистрировано в Риге. По телефону Nekā personīga проинформировали, что работники предприятия получили инструкцию с журналистами не говорить.

Так как завода нет, полученную из государственных лесов балансовую древесину Pata и Pata Board продает дальше. Видя это, несколько предприятий сферы подтвердили передаче, что хотели бы получить договоры на технологическую древесину, однако получили отказ. Представителям одной целлюлозной фабрики Скандинавии в Latvijas valsts meži порекомендовали обратиться к Pata. В распоряжении Nekā personīga есть путевые листы, свидетельствующие, что Pata и Pata Board поставляет дешевую технологическую древесину напрямую в порт.

Предприятие Latvijas valsts meži обслуживает более полутора миллионов гектаров леса. Это половина площади всех лесов Латвии. Если крупнейший хозяин леса в стране не продает балансовую древесину, то рынок переживает изменения. Однако этого не произошло: статистика Министерства земледелия свидетельствует, что экспорт балансовой древесины вырос.

В 2018 году стоимость такой древесины достигла рекордного уровня. Если Latvijas valsts meži продает технологическую древесину всего за 37 евро, то в порту древесина иногда была даже вдвое дороже.

Pata Board и предприятия группы Pata принадлежат Улдису Миеркалнсу. У Pata Board всего два работника. Однако в 2018 году фирма закупила минимум пятую часть всей технологической древесины Latvijas valsts meži. Имеющиеся в распоряжении Nekā personīga данные свидетельствуют, что Pata Board заплатила Latvijas valsts meži 12 миллионов евро. Однако часть попавшей к Миеркалнсу балансовой древесины еще больше: и Pata получила технологическую древесину из государственных лесов.

Всего в 2018 году, когда у балансовой древесины был год рекордной цены, предприятия этой группы купили у Latvijas valsts meži продукта на 45 миллионов евро. В том году оборот Pata вырос на четверть, достигнув 200 миллионов, чистая прибыль составила семь миллионов евро.

Часть древесины Latvijas valsts meži поставило на перегрузочную площадку группы Pata в Инчукалнсе, часть - в порты Лиепаи, Вентспилса, Риги и Скулте. Путевые листы свидетельствуют, что дрова в основном везли в Инчукалнс, куда удобно их перевозить в расколотом виде. Балансовая древесина напрямую попадала в порты.

У владельца Pata Миеркалнса есть бизнес-вязи с входящим в состав "Нового Единства" генеральным секретарем "Единства" Артисом Кампарсом.

Он присутствовал при рождении партии "Для развития Латвии" и всего пожертвовал ей около 70 тысяч евро. Миеркалнс вместе с Марисом Мартинсонсом претендовал на покупку банка Citadele. На телефонные звонки и СМС-сообщения журналистов Nekā personīga он не ответил.

В этом месяце Rīgas siltums объявило крупнейший как в истории предприятия, так и государства конкурс на закупку щепы. Претенденты должны не только предложить выгодную цену, но и обеспечить, чтобы поставки были стабильными. Раньше для Pata это было проблемой, поэтому Rīgas siltums договор с предприятием разорвало. Сейчас же у Pata есть выход на такие ресурсы государственного леса, которых нет больше ни у кого.

Пользуешься Telegram? RUS.TVNET.LV тоже там есть! Подписывайся!

Наверх