Редактор дня:
Andrejs Zacarinnijs

В следующем году планируется рост экономики в размере 5%

Фото: Пресс-фото

Летом этого года были обновлены прогнозы макроэкономических показателей, которые служат основой для разработки государственного бюджета на следующий год и среднесрочного бюджета на следующие три года.

После прошлогоднего спада в этом году прогнозируется рост внутреннего валового продукта (ВВП) в сопоставимых ценах на 3,7%. Главной движущей силой экономического роста в Латвии в этом году станет рост частного потребления, стремительно возобновившийся после отмены ограничений во втором квартале этого года, а также успешное преодоление кризиса Covid-19 в основных странах-партнерах Латвии по внешней торговле. Помимо этого, поддерживать экономику будут предусмотренные в этом году меры государственной поддержки и растущий объем финансовых средств Европейского Союза. Однако объемы производства в наиболее тяжело затронутых кризисом отраслях – транспорт, проживание и питание, сфера искусства, развлечения и отдыха, отрасль профессиональных услуг – до конца 2021 года еще будет значительно отставать от уровня 2019 года. В свою очередь в 2022 году прогнозируется экономический рост 5,0%, а в 2023 и 2024 году соответственно 3,5% и 3,4%.

Учитывая обновленные прогнозы макроэкономических показателей, налоговые поступления, дополнительные расходы на финансирование утвержденных до 10 августа мер поддержки и другие уточнения, Министерство финансов актуализировало общий баланс государственного бюджета на среднесрочную перспективу при неизменной политике правительства. Актуализированный дефицит государственного бюджета на 2021 год сохранится в размере 9,3% от ВВП, в объеме, прогнозируемом Программой стабильности на 2021–2024 годы. По сравнению с ранее планировавшимся дефицитом 3,9% от ВВП, в этом году прогнозируется значительно более высокий дефицит, что объясняется дополнительными расходами на финансирование мер поддержки для снижения влияния Covid-19 как на население, так и на предприятия и отрасли в целом.

Дефицит государственного бюджета при неизменном сценарии политики правительства в среднесрочной перспективе прогнозируется соответственно в размере 2,9% от ВВП в 2022 году, и соответственно 1,2% от ВВП в 2023 году и 0,3% от ВВП в 2024 году. С учетом прогнозов ВВП, баланса бюджета и значительного роста объемов займов для финансирования мер поддержки, общий государственный долг при неизменной политике правительства прогнозируется в объеме 50% от ВВП в 2022 году, 48,1% от ВВП в 2023 году и 47,6% от ВВП в 2024 году.

В условиях высокой неопределенности Министерство финансов помимо базового сценария разработало также пессимистический сценарий (сценарий “третей волны” Covid-19), в котором упоминается, что при новой мощной волне заболеваемости и новом введении мер по ограничению вируса рост ВВП может быть ниже базового сценария, предусматривающего, что экономика дальше будет развиваться без значительных ограничений. В сценарии воздействия “третей волны” Covid-19 потребительские настроения ухудшаются, частное потребление существенно притормаживается, снижаясь до уровня конца 2020 года. В свою очередь на рынке труда предполагается несколько более значительное сокращение количества занятых в течение 2021 года, если в четвертом квартале деятельность ряда отраслей будет приостановлена из-за ограничений в связи с Covid-19.

В результате в целом в 2021 году рост ВВП сократился бы до 3%, что на 0,7 процентных пункта меньше, чем в соответствии с базовым сценарием. В свою очередь это создало бы более низкую базу для 2022 года, и рост ВВП составил бы только 2,5% или был бы на 2,5 процентных пункта меньше, чем в соответствии с базовым сценарием. В 2023–2024 годах рост сохранился бы на уровне базового сценария или в размере 3,4%. Под влиянием более медленного роста в последующие годы поступления в бюджет по сравнению с базовым сценарием сократились бы, и в целом общий дефицит государственного бюджета в 2022 году вырос бы до 4,0% от ВВП, в 2023 году до 2,2% от ВВП и в 2024 году до 1,3% от ВВП.

В плане фискальной политики следующий год, так же как 2021 год, будет отличаться тем, что в Европейском Союзе (ЕС) для стран-участниц ЕС будет действовать право отступить от правила ограничений бюджетного дефицита. В то же время национальные экономики восстанавливаются после кризиса Covid-19, и в рекомендациях по фискальной политике на 2022 год Европейская Комиссия (ЕК) установила принципы, которые следует соблюдать в ходе разработки бюджета на 2022 год. По мере необходимости будет позволено занимать финансовые ресурсы для финансирования чрезвычайных мер в связи с Covid-19, необходимо также поддерживать и поощрять общественные инвестиции, что в 2022 году также допустимо делать за счет роста дефицита. В отношении остальных расходов следует контролировать, чтобы их рост не опережал экономический рост.

С учетом сказанного, важно, что рост государственного долга в условиях кризиса Covid-19 соответствует глубине кризиса, и в посткризисный период при неизменной фискальной политике государственный долг снизился бы довольно быстро, чтобы во время следующего кризиса можно было увеличить его на благоприятных

условиях финансирования. В данном контексте важно, чтобы рост очередных расходов на новые приоритеты бюджета удерживал бы государственный долг в пределах ниже 51% от ВВП, позволяя превысить его только инвестициям и связанным с кризисом Covid-19 чрезвычайным мерам.

С учетом этих соображений фискальное пространство бюджета на 2022 год для новых приоритетов политики, требующих дополнительных очередных расходов, составляет 302 млн евро. В дополнение к этому пространству возможна поддержка инвестиционных проектов и по мере необходимости финансирование связанных с кризисом Covid-19 чрезвычайных мер. При таком фискальном пространстве дефицит государственного бюджета в 2022 году достиг бы 3,8% от ВВП, в 2023 году 2,1% от ВВП и в 2024 году 1,1% от ВВП.

Сценарий среднесрочного макроэкономического развития разработан в июне 2021 года на основании консервативных прогнозов, с учетом данных ВВП за первый квартал 2021 года и доступной до июня краткосрочной макроэкономической информации, а также утвержденных правительством мер поддержки для снижения вызванных кризисом Covid-19 последствий для народного хозяйства.

Наверх