Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Восточная Европа пострадает больше: рост цен на энергоносители повлияет на страны по-разному

Отопление. Иллюстративное фото
Отопление. Иллюстративное фото Фото: AFP / Scanpix

Европа переживает беспрецедентный шок цен на энергоносители. Однако удар не будет одинаково болезненным для всех европейцев. С учетом расчетов Международного валютного фонда общий рост цен на энергоносители в Финляндии составит около 4%. Между тем всего в в двух часах езды ситуация намного мрачнее - расходы эстонских домохозяйств увеличатся на 20%, сообщает The Economist.

В среднем каждый европеец тратит десятую часть своего дохода на энергоресурсы. Более состоятельные семьи чаще живут в больших домах и ездят на большем количестве автомобилей, но рост цен на энергию для таких семей ощущается меньше, чем для людей с более низкими доходами.

То есть домохозяйства с более низкими доходами должны тратить большую долю своего дохода на энергию.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Европе в целом. Так, например, страны бывшего коммунистического блока Европы более уязвимы к более высоким ценам на энергоносители, чем более богатые страны Северной Европы.

Зависимость от природного газа является еще одним очень важным фактором, когда речь идет об уязвимости. В целом цены на природный газ выросли вдвое с начала войны в Украине. Цены на уголь также выросли, но на 60%. При этом цены на возобновляемые ресурсы фактически не изменились. Благодаря единому рынку природного газа цены на газ в европейских странах примерно одинаковы - производители, использующие газ в Болгарии (в Восточной Европе), фактически платят за него ту же цену, что и в Ирландии (на западе Европейского союза).

Здесь, однако, следует учитывать, что у каждой страны есть "свои зависимости". Например, в шведской энергетике роль природного газа составляет всего 3%, так как большая часть энергии обеспечивается за счет энергии воды, ветра и атомной энергии. Шведские дома отапливаются древесной щепой или тепловыми насосами, подключенными к электрической сети.

Именно поэтому в Швеции средний рост стоимости энергоресурсов для домохозяйств составит 5% от дохода, а в Великобритании - не менее 10%, поскольку здесь больше зависимость от природного газа.

Отпускные цены в оптовой и розничной торговле также различаются. Во многих странах коммунальные предприятия покупают газ на основе долгосрочных контрактов и ограничивают влияние повышения оптовых цен на его стоимость.

Разнообразие рыночных структур означает, что рост цен достигает потребителей через разные промежутки времени. В Испании, например, потребительские тарифы обычно обновляются ежемесячно (хотя они ограничивают рост стоимости газа для производителей электроэнергии). В Польше они корректируются только два раза в год.

В других странах правительства установили один конкретный платеж. Во Франции местная энергетическая компания Électricité de France (EDF) фактически доминирует на рынке. Правительство определило, что рост цен не должен превышать 4%. Большая часть электроэнергии в стране вырабатывается атомной энергетикой, но длительные ремонтные работы на атомных электростанциях означают, что Франция вынуждена импортировать электроэнергию из соседних стран, а это означает, что другим странам приходится потреблять больше газа. В целом государство берет на себя рост цен, являясь фактическим владельцем EDF.

Ограничение роста цен имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Хорошая новость - у домохозяйств снижается стимул к сокращению энергопотребления. Обратной стороной является то, что это также несоразмерно помогает богатым.

Гораздо лучший вариант для стран - оказывать поддержку там, где она нужнее всего. Однако, по подсчетам Европейского центрального банка, только 12% расходов государств-членов ЕС на меры по ограничению воздействия более высоких цен на энергоносители было направлено таким образом.

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Наверх