/nginx/o/2023/01/29/15107737t1h70c8.jpg)
Ровно через неделю в Евросоюзе (ЕС) вступит в силу запрет на российские нефтепродукты. Компании торопятся запасаться топливом, достигая рекордов по импорту. Более трети его приходится на Россию. За последние две недели в Рижский порт также зашли два танкера из Санкт-Петербурга, что нарушило привычные цепочки поставок топлива, сообщает программа Nekā personīga на TV3.
Владельцем танкера NS Point является российская государственная компания "Совкомфлот", но на нем развевается флаг Либерии. В конце прошлого года он вышел из польского порта и три недели бесцельно простаивал в Финском заливе. 20 января судно вышло в порт Санкт-Петербурга, где двое суток стояло у нефтяного терминала. 22 января NS Point снова вышел в море, а вечером следующего дня зашел в Рижский порт и начал перекачку дизельного топлива в принадлежащем компании Naftimpeks терминале. Утром 25 января судно вышло из Рижского порта и направилось обратно в Санкт-Петербург.
Гунтар Гайлитис, член правления предприятия, поясняет: "SIA Naftimpeks как перевалочный терминал для легких нефтепродуктов работает в соответствии с нормативными актами, в том числе действующими санкциями против России. Поскольку мы связаны обязательством не разглашать коммерческую тайну заказчика, мы не можем раскрывать всю информацию в деталях. Однако отметим, что указанное судно, как и все стороны, причастные к указанной сделке по закупке нефтепродуктов, проверены и не находятся в санкционных реестрах. Ввоз нефтепродуктов в ЕС осуществлялся в соответствии с исключением, установленным в регламенте".
Европейская комиссия (ЕК) уже в июне приняла решение о запрете ввоза нефтепродуктов из России. Решение подразумевало прекратить поставки постепенно: в декабре отказаться от импорта сырой нефти, а в январе - и от других нефтепродуктов.
Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш отмечает: "Если говорить конкретно о судах из Санкт-Петербурга или российских портов, то они прибывают нечасто. Понятно, что количество кораблей значительно уменьшилось с началом войны. Как порт, конечно, мы не проверяем документы о происхождении груза. Если судно зашло в порт, оно пересекло территориальные воды, значит, есть пограничная служба, береговая охрана, а также таможня, которая далее смотрит все документы, связанные с грузом. Также и сама компания - тот или иной стивидор - как и любая компания в Латвии, обязана быть уверенной в партнерах, с которыми она работает".
Буквально за несколько дней до NS Point в Рижском порту находился танкер NS Pride. Он также принадлежит российскому "Совкомфлоту", ходит под флагом Либерии и прибыл прямо из Санкт-Петербурга.
"Капитанская служба отслеживает, что это за корабли, - говорит Зелтиньш. - Есть также некоторые правила в отношении судов. Всем, кто все еще плавает под российским флагом или перерегистрировался и сменил флаг после 24 февраля, запрещен заход в порты ЕС. Кроме этого ограничения, ничего конкретного нет".
По неофициальной информации, NS Pride доставил около 15 тысяч тонн бензина 92-й марки компании Pars Termināls. Настоящим бенефициаром Naftimpeks является Арманд Садаускис, а в Pars Termināls таких бенефициаров два - Садаускис и гражданин Литвы Мантас Висминас. Получить комментарий от Pars Termināls на этой неделе передаче не удалось.
На этой неделе у административного здания Pars Termināls на улице Твайка непрерывно находились десятки бензовозов. Большая часть - с украинскими номерами, но покупатели есть и из стран Балтии. Из двух разных источников Nekā personīga узнала, что перевозчики получают сертификат Orlen Lietuva. Однако компания отрицает выдачу такого документа. Кроме того, в нем указано, что топливо доставлялось по железной дороге.
Пресс-секретарь Orlen Lietuva Кристина Гендвиле поясняет: "В январе этого года через Рижский порт мы не перевозим ни импортные, ни экспортные товары. Это не наш груз". Компания не отрицает, что слышала от своих клиентов о том, что на рынке неожиданно появилось более дешевое топливо. Показатели продаж Orlen резко упали.
Планируется, что к 5 февраля, когда закончатся исключения, установленные для санкций в отношении российских нефтепродуктов, из Санкт-Петербурга в Ригу зайдет еще один танкер с топливом.
Зелтиньш говорит: "Сегодня список подпадающих под санкции лиц и товаров очень длинный. Есть и вещи, которые меняются. (...) Необходимо отметить, что в бизнес-сегменте, который не совсем правильно подходит к закону, изыскиваются любые попытки обойти санкции. Вопрос в цепочке, которая его оценивает. Невозможно с абсолютной уверенностью сказать, что каждый литр топлива, который мы заливаем в нашу машину, соответствует санкционному законодательству".
Рига не исключение. В базе данных морских перевозок Marine Traffick видно, что танкеры из портов России идут в Польшу, Германию, Нидерланды и другие страны. До войны около половины дизельного топлива, импортируемого в Европу, приходилось на Россию. Politico сообщил, что импорт дизельного топлива в европейском регионе достиг рекордного уровня в декабре - в рамках подготовки к запрету. Более трети из этого объема поступило из России. Нефтяные терминалы накапливают запасы, опасаясь внезапной нехватки топлива в феврале.
СГД
Служба государственных доходов (VID) поясняет, что получила информацию о том, что в Ригу прибыли два танкера с нефтепродуктами, загруженными в российском порту. Таможня уделяет повышенное внимание проверке документов как на российское топливо, так и на грузы из стран Центральной Азии. В настоящее время ввоз российского топлива возможен при предъявлении долгосрочных договоров, заключенных до июня прошлого года, либо разового договора сделки.
Председатель комиссии Сейма по иностранным делам Рихард Колс заявляет: "Оценки в отношении эмбарго на нефть и газ, показывают, что Россия упускает ежемесячные доходы в размере около 250 миллиардов долларов. Конечно, они будут искать все возможные способы, чтобы восполнить эти потери и сохранить торговлю энергоресурсами".
Как сообщалось, в этом месяце дочернее предприятие Latvijas dzelzceļš получило лицензию на деятельность на территории Эстонии. Компания нашла там свою нишу после того, как Эстония приняла решение о том, что госкомпании больше не будут обслуживать грузы в и из России.
Nekā personīga попросила Арманда Садаускиса в текстовом сообщении прокомментировать информацию о том, что как минимум одно из судов имеет сертификат Orlen Lietuva. Он ответил, что эта информация ошибочна и "груз, перевозимый на корабле, не имеет отношения к Orlen".
RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!