Латвию выручат иммигранты? (1)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Пресс-фото

Миграция - это хорошо или плохо? Нужно ли удерживать эмигрантов и открывать ворота иммигрантам? На эти вопросы попытались ответить в своем исследовании профессор ЛУ Михаил Хазан и академик, член правления Центра экономических прогнозов Райта Карните.

Миграция: за и против

Уж лучше работать там, чем быть безработным здесь

Михаил Хазан изучал процессы миграции в странах Балтии за пять лет, прошедших со дня их приема в ЕС. Попросил его об этом Боннский институт исследований рынка труда, который решил использовать факты в книге о влиянии миграции на рынок труда Европы.

Невозмутимые эстонцы удивились данным о собственных мигрантах. Со стороны же латвийских чиновников реакции не последовало. А ведь за это время только в Великобританию и Ирландию на заработки хоть раз выезжало 76 тысяч человек. Еще 15 тысяч человек ежегодно отправлялось в другие страны.

В Литве число эмигрантов оказалось еще больше. Литовцы по рейтингу мобильности оказались первыми не только среди балтийских стран, но и среди всех новых членов ЕС.

Согласно прогнозу Михаила Хазана, новая волна эмиграции будет не меньше, несмотря на то, что работу за границей сегодня найти сложнее, чем раньше, ведь оптимизма в обществе, в отличие от 2004 года, сейчас нет, а значит, мотивация покинуть страну усиливается. Тем более что, во-первых, информация о возможностях для эмигрантов, в том числе начать свое дело, а не работать на зарплату, становится доступнее; а во-вторых, ряд стран ЕС (Великобритания и Ирландия, например) ввели ограничение на приток рабочей силы из государств, не входящих в еврозону, увеличив тем самым конкурентоспособность наших гастарбайтеров.

Профессор Хазан считает, что миграция - явление положительное. Она позволяет снизить уровень безработицы в стране, а также предоставляет человеку возможность найти себе эффективное применение: уж лучше работать там, чем быть безработным и пребывать на грани выживания здесь.

Пять лет назад, когда при Госагентстве занятости только начинала работать служба EURES, помогающая найти работу за границей, многие чиновники возмущались: «Зачем помогать им уезжать?» Сейчас же все просто счастливы, что уезжающим безработным не надо платить пособие.

А вот в демографическом плане миграция - это плохо. Страна теряет свою демографическую базу, свою производительную силу.

Снять табу с иммиграции

Интерес Райты Карните к миграции не связан с европейским заказом. Провести исследование - это ее личная инициатива. Впрочем, рижское бюро Еврокомиссии поддержало ее академический интерес.

Академик, изучив западные исследования, пришла к выводу, что заниматься вопросами эмиграции необходимости нет, поскольку здесь очень трудно что-то изменить. А вот вопросами иммиграции заниматься следует, так как за счет нее можно обеспечить развитие экономики, поднять уровень благосостояния. Ведь главная причина эмиграции - недовольство экономическими условиями. Сами же по себе они не изменятся - нужно повышать конкурентоспособность работающих в стране. А этого можно добиться вливанием рабочей силы извне.

Причем уделять внимание иммиграционной политике стоит именно тогда, когда в стране уменьшается количество экономически активных жителей. Согласно данным Евростата, во всех развитых странах ЕС численность населения растет, тогда как в новых - падает. Неужели развитые государства, открывая рынки труда, делают ошибку? Нет. Более того, их направленные на развитие экономики решения достойны всяческого подражания. Не развивая иммиграционные процессы, мы будем терять конкурентоспособных работников.

Правда, количество иммигрантов, которое может принять страна, должно быть точно просчитано. Иначе общество может столкнуться с рядом социальных и этнических проблем. Но прежде чем Латвия это сделает, она должна решиться на откровенный разговор и снять табу со слова «иммиграция», изменить свою позицию с «не хотим, не надо» на «а в чем выгода?».

Пока же иммигранты являются для Латвии нежелательными. И прежде всего с идеологической точки зрения. И это при том, что демографический прогноз Евростата в отношении нашей страны весьма неблагоприятен. К 2050 году численность населения Латвии уменьшится до 1,6 млн. жителей. С таким количеством народа стране будет очень трудно обеспечивать свою экономическую самостоятельность.

Безработица выросла до 11,5%

Безработица в стране продолжает расти. В июне ее уровень достиг 11,5% - Госагентство занятости зарегистрировало 129 262 безработных.

По его данным, в июне число безработных больше всего выросло в Талсинском и Рижском районах, а сократилось - в Айзкраукльском районе.

В Рижском регионе уровень безработицы в июне составлял 9,7%, а в Курземе, Видземе и Земгале превышал 12%. Наивысшим уровень безработицы традиционно был в Латгалии - 15,5%. При этом вакансий в стране, по данным NVA, всего чуть более 2000. В Риге их было около 900, еще 200 - в Лиепае, 150 - в Даугавпилсе. Есть города, где количество свободных рабочих мест можно было буквально пересчитать по пальцам. В Краславе или Лимбажи, например, их насчитывалось не более десятка.

комментарии

Илмар Межс, руководитель рижского бюро организации по миграции при ООН:

- Об истинном масштабе эмиграции мы можем только догадываться. Многим уезжающим невыгодно регистрироваться. Кто-то не хочет терять пособие на ребенка, кто-то - очередь на квартиру и детский сад. Вот и получается, что официальные данные (а именно их берет в расчет Евростат) касаются в лучшем случае лишь одной десятой части эмигрантов. Например, на заработки в Великобританию, по нашим данным, отправлялось ежегодно несколько сотен человек, по их данным, уже 45 тысяч латвийцев взяли разрешение на работу.

Для человека уехать поучиться или поработать за границей выгодно. Латвии же терять тех, на чье образование были затрачены бюджетные деньги, это невыгодно - страна лишается рабочих рук и налогов. Но еще более ей невыгодно, что эмиграция ухудшает демографическую ситуацию. Дети, рожденные в эмиграции, больше потеряны для страны, чем их родители.

Еще пару лет назад вопрос иммиграции был более актуален. Тогда обозначилась нехватка рабочей силы в медицине, торговле, строительстве. Сегодня речь идет о том, как занять своих. Так что в ближайшее время вопрос иммиграции вряд ли будет актуален для Латвии. Но с ростом экономики этот вопрос непременно встанет, тем более что население Латвии стремительно стареет и неясно, из каких средств страна будет платить пенсии тем, кто уйдет на заслуженный отдых через 10, 20, 30 лет.

Не факт, что вопрос иммиграции упирается в национальную политику. И латыши и русские демонстрируют одинаковую неприязнь (русские даже больше) к потенциальным иммигрантам из стран Средней Азии, Ближнего Востока, Африки. Более лояльное отношение к иммигрантам-славянам из бывших союзных республик. Но все равно они рассматриваются как потенциальные конкуренты на рынке труда.

Свой рынок труда Латвия открыла только для иммигрантов из ЕС. На кого мы можем рассчитывать? Только на рабочую силу из тех стран, которые беднее нас. Но таких крайне мало. Разве что болгары едут - по нескольку сотен в год. Если бы мы открыли рынок для всех других стран, то число иммигрантов измерялось бы тысячами, если не десятками тысяч каждый год. Это для Европы мы бедные, а для стран третьего мира богатые.

Вячеслав Домбровский, преподаватель Высшей Стокгольмской школы экономики:

- Думаю, что экономический спад спровоцирует новую волну эмиграции. Подталкивать людей к отъезду будет и более быстрое выздоровление экономики в развитых странах. При больших потерях экономически активного населения политики будут вынуждены задать себе вопрос, что делать с пенсионной системой.

Ни о какой иммиграции мы не сможем говорить до тех пор, пока правящая верхушка не откажется от проведения политики этнического разделения.

Сегодня работодатель, заинтересованный в работнике из-за рубежа, должен преодолеть ряд бюрократических препон. Для начала он должен подтвердить, что никто в Латвии на предлагаемую работу не согласен, затем заплатить пошлину. Но главное препятствие для квалифицированной рабочей силы - знание госязыка. Будет ли потенциальный иммигрант тратить силы и средства на изучение латышского, применение которого ограничено рамками одной маленькой страны?

Полагаю, что вследствие этого Латвии остается рассчитывать только на низкоквалифицированных работников, и то если им будет предложен достаточно высокий заработок. Странам мусульманского мира мы неинтересны по причине отсутствия этнических диаспор и языкового барьера.

Я не исключаю возможности, что иммиграционный вопрос может быть решен вне Латвии и нас просто обяжут открыть ворота иммигрантам взамен на некоторые уступки. Когда и как это произойдет, зависит от решений Евросоюза.

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх