Крейтусе: печенье, варежки и янтарные бусы нас не спасут (60)

rus.tvnet.lv
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Латвийский малый бизнес напоминает натуральное хозяйство, а как развивать экономику не знает никто, - заявила в интервью газете «Суббота» профессор университета им. Страдиня Илга Крейтусе. Также она считает, что прошедший референдум проиграли все жители Латвии, многие из которых, страдая от комплекса неполноценности, все время чего-то боятся и лишь покорно слушают комиссаров ЕС.

«Латвия скоро попадет в книгу рекордов Гиннеса»

Как заявила Крейтусе, Латвия никак не может определиться, какие конкретно отрасли народного хозяйства следует развивать? Политики и экономисты так и не знают, куда вкладывать деньги в масштабе страны, чтобы создать новые рабочие места и наконец выйти со своей продукцией на европейский и непременно восточный рынок.

«Никто не сказал, куда идти. Нет даже ощущения, что в правительстве есть понимание сути вопроса и желание его решить. Могу согласиться с председателем правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янисом Эндзиньшем, который говорит, что Латвия скоро попадет в Книгу рекордов Гиннеса за несметное количество написанных экономических планов, в которых — ни в одном —

не сказано, что конкретно мы намерены развивать.

Это самое страшное, что происходит сегодня: написаны кипы, горы ненужных бумаг и файлов при отсутствии обозначенного вектора действия».

Мы — кузница обслуживающего персонала ЕС

По мнению профессора, малый бизнес у нас сильно попахивает натуральным хозяйством. «Скажите,

ну сколько можно печь печенье и хлеб, вязать варежки и делать поделки из камня?

Это не экономическое развитие. Пока у нас не будет четкого, грамотного плана развития страны, пока мы не решим, какие заводы следует строить и каким предприятиям и сферам выделять деньги на развитие, мы будем топтаться на месте.

Мы становимся государством, которое готовит высокообразованных, интеллигентных, владеющих несколькими языками администраторов для европейских гостиниц! Латвия — кузница обслуживающего персонала Европы.

Выпускники наших вузов легко получают престижные места и хорошо работают даже на высших должностях в турбизнесе ЕС. Одна из моих бывших студенток — директор гостиницы на Кипре. Но я хотела бы, чтобы она, получив образование по специальности «политика и управление государством», может быть, руководила бы гостиницей в Латвии. Но здесь этой работы ей не получить, поскольку на родине, как мы видим, развитие почти полностью остановилось».

Референдум проиграли все

Говоря о латвийских политиках, экс-спикер Сейма высказала мнение, что в нашей стране политики виртуозно играют на таких чувствах народа, которые перебороть очень трудно, но которые легко взбудоражить. Поэтому, по ее мнению, прошедший референдум по второму государственному языку проиграли все: латыши, русские и все остальные...

«Во-первых, мы проиграли несколько миллионов в бюджете. Во-вторых, мы дали возможность за свои деньги сделать рекламу Visu Latvijai! — TB/LNNK, которые опять на белом коне — они герои. И мы сами за свои деньги дали им эту возможность.

В-третьих, мы показали, насколько правительство страны далеко от того, что на самом деле происходит в Латгалии, где все, что было сделано за 20 последних лет, — одна большая ошибка».

Но в итогах референдума Крейтусе видит и позитивный итог:

ни один латыш и русский по поводу референдума в своем подъезде или на работе не подрался.

Это, по ее мнению, показывает, что политика идет в одну сторону, жизнь — в другую.

«Скажу еще одну вещь: мы в Латвии сильно ущемили латышей в отношении образования. Вместо того, чтобы дать возможность учиться русскому языку не как иностранному, а как второму необходимому, мы стали считать русский иностранным. И латышские дети в большинстве своем не знают русского. При том, что русские дети учат латышский и русский почти наравне, а еще английский или немецкий — как третий язык.

У нас почему-то живо стагнационное мышление:

мы в Латвии все время чего-то боимся, какой-то просто комплекс неполноценности.

Почему мы все время должны кого-то бояться? Почему не создать такую ситуацию и атмосферу в стране, чтобы просто жить и нормально общаться латышам и русским — конечно, соблюдая внимательность друг к другу? Вместе работать, вместе строить сильную Латвию, а не бороться друг с другом. Референдум показал, что все эти ситуации не улажены.

Хуже, чем у нас, только в Болгарии и Румынии

Хуже, чем у нас, только в Болгарии и Румынии, - заявляет Крейтусе. «Если посмотреть на потребительскую способность, то, увы и ах, у нашего народа этот показатель составляет всего 51 процент среднего(!) уровня стран Евросоюза».

Как утверждает профессор, мешает привычка латышей смотреть на главную власть извне — когда-то это были шведы и немцы, потом Москва, теперь Брюссель.

«Вместо того чтобы самим договариваться с Россией, мы передаем этот вопрос комиссарам ЕС, пишем письма, просим помощи, хотим, чтобы какие-то еврочиновники позаботились о наших несчастных фермерах. Это ненормально! Подобную проблему следует решать самим, без европосредников. То есть

мы боимся что-то сделать без одобрения барона, как это было при феодализме и во всей истории Латвии.

Мы по уши втянулись в эту систему.

Кстати, если смотреть на Россию как на огромный рынок, нам важно не прохлопать его. Претендентов слишком уж много, можем оказаться не у дел. Рядом работают литовцы, эстонцы, поляки, белорусы, которые стремительно развивают торгово-экономические отношения с Россией».

Полное интервью Илги Крейтусе газете "Суббота"

Комментарии (60)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх