Русский TVNET исследовал исторические сады и усадьбы в пределах часа езды от Риги. А заодно расширил свои представления о латвийской флоре и сортах яблок. В местах, которые мы рекомендуем посетить, вы сможете со вкусом отдохнуть, приобрести вкуснейшую экопродукцию из местных ягод и фруктов. И, наконец, вы встретите удивительных людей, хозяев усадеб, которые расскажут о своих владениях много интересного.
Маршрут на выходные. Райские сады и усадьба с призраком
Русский TVNET отправился в поездку под эгидой ассоциации сельского туризма Lauku Ceļotājs в один из последних по-летнему теплых дней сентября. И открыл для себя множество прекрасных мест, в которые хочется возвращаться снова и снова.
Маршрут состоял из четырех пунктов: Добельский институт садоводства, семейный дендрарий Vilki рядом с Тервете и две старинные усадьбы в Елгавском крае: поместья Беркенес и Бланкенфелдес, которые окружают живописные парки.
Институт садоводства в Добеле
На самом деле это не просто институт, а огромный ботанический сад размером 35 гектаров. Он был основан в 1995 году как селекционная станция и затем в 2006 году реорганизован в институт садоводства. Встретили нас там как родных, угостили компотом, мороженым из облепихи и вкуснейшими цукатами из местных фруктов и ягод, которые продаются в домике у входа в сад. Институт принимает от 20 до 30 тысяч посетителей в год, часто заезжают иностранные группы.
Место пользуется особой популярностью в мае, когда цветет сирень, в июле, когда поспевает вишня и осенью в пору урожая яблок.
Нам повезло, мы попали в яблочные дни и полакомились редкими сортами: одни яблоки вкусом напоминали сливу, другие — виноград «изабелла», третьи были скрещением яблока и облепихи.
Мы подивились колоновидным яблоням с узкой, вертикально растущей кроной. Рядом с деревьями заметили ящики с яблоками. "Они предназначены для исследований. А вы соберите себе яблоки сами, берите сколько хотите", - предлагает экскурсовод.
Предмет особой гордости местных специалистов — находящийся в здании института дом-музей памяти Петериса Упитиса, посвященный выдающемуся латвийскому/ советскому селекционеру (не путать с художником!), который здесь жил и работал. Упитис был настоящим энтузиастом своего дела, исследователем генотипов растений, дал жизнь десяткам новых сортов фруктов и ягод — яблок, груш, слив, вишен, абрикосов. Увидеть все это великолепие можно здесь же — в саду рядом с музеем. Cейчас в музее Упитиса гостят экспонаты из рижского Музея югендстиля, которые удачно вписались в светлый дачный интерьер.
7 октября будет особый повод заехать в Добеле — в городе на центральной площади с 9.00 до 15.00 пройдет Яблочный праздник с «яблочной лабораторией». К празднику присоединятся и специалисты из Иснтитута садоводства
Дендрарий Vilki
Недалеко от Добеле и природного парка Тервете находится семейный дендрарий Vilki, недавно отметивший десятилетие.
Хозяйка Лаума Пуриня с мужем и маленькой дочкой Анце встречают нас в национальных костюмах и проводят в сад. Чего здесь только нет — пробковое дерево, гинко-билоба, серый орех, кедр, оралия, разнообразные декоративные растения.
Все это заботливо выращено и выпестовано хозяевами. Впрочем, растет не только экзотическая флора, но и яблони, смородина, елочки каких-то особых сортов с необычными шишками, вековые дубы. По словам хозяйки, оберегать всю эту красоту от насекомых помогают прикормленные синицы: оказывается, за год одна синица поедает около 33 кг насекомых.
Дендрарий пользуется большой популярностью у детей из окрестных школ и детских садов: воспитанники приезжают сюда группами, с удовольствием гуляют по саду и знакомятся с необычными деревьями, сравнивают елочки с гномами, любуются хозяйскими синими (а на деле серыми) коровами, дающими необычайно жирное молоко. А взрослые заезжают в Vilki, чтобы приобрести саженцы, или деревенское молоко и получить консультации по вопросам садоводства.
Беркенес: усадьба мечты
Усадьба и отель Илзе и Алдиса Мелгалвисов — настоящая находка для любителей сельского туризма в стиле люкс. Вот где можно со вкусом отдохнуть от городской суеты в роскошных интерьерах, оформленных в сельском стиле.
В отеле всего несколько номеров, поэтому подойдет он и для любителей уединения. К тому же, в отличие от других латвийских усадеб, здесь не устраивают публичных мероприятий — свадеб, банкетов и т.п.: такова сознательная политика хозяев, выше всего ценящих покой.
Тихое место оценили туристы-иностранцы — приезжают французы, итальянцы, канадцы. Многие возвращаются второй раз, ведь в отеле, любовно воссозданном владельцами, все продумано до мелочей. Даже тапочки вам предложат прямо у входа. Обеды поставляет соседский ресторан Zolters, а завтраки и ужины подают из эко-продуктов от местных фермеров.
По случаю нашего приезда чета Мелгалвисов принарядилась — на хозяйке салатовое платье с вышивкой, на ее муже — из той же ткани рубашка. На пространстве в несколько га всего в часе езды от Риги супруги устроили семейный райский уголок с прудом, баней, большим садом и роскошно отреставрированной усадьбой. Поместье ведет свою историю с 1462 года, а хозяйский дом, образец раннего классицизма, был построен в 1819 году.
Илзе и Алдис приобрели дом и землю в 2004 году и только к 2016 году закончили ремонт. Сил и времени потребовалось много, ведь усадьба, пережившая на своем веку около 30 владельцев и бесчинства советской власти, лежала практически в руинах, сохранились только стены, да крыша.
Начинать ремонт пришлось практически с нуля. Об истории усадьбы и ее реставрации Алдис прочел нам целую лекцию, подкрепив рассказ демонстрацией фотографий. Между тем, что было и тем, что стало — разительное отличие. На закономерный вопрос «Сколько средств вы вложили в реставрацию усадьбы?» хозяин (бывший математик, а затем бизнесмен в сфере недвижимости) ответил уклончиво: цифры не назвал, сообщил лишь, что семье пришлось продать свой дом в Юрмале, квартиру в Риге и отцовскую землю. Сумма получилась внушительной, причем на отдачу совершенно не надеялись. И только недавно проект начал получать софинансирование из ЕС-фондов. Впрочем, хозяева о своем выборе не жалеют, говорят «это место выбрало нас», неспешно наслаждаются жизнью на природе, приглашают друзей.
Усадьба Бланкенфельдес: шарм декаданса
Подъехав к усадьбе, мы натыкаемся на закрытые ворота. Встречать нас выходит высокий господин преклонных лет в темном костюме и с тростью в руке — им оказывается хозяин усадьбы, бывший владелец фармацевтического предприятия Grindex Валдис Якобсонс. Выглядел он слегка озадаченно, разыграл даже удивление: мол с какой целью приехали и сколько собираетесь здесь пробыть.
Но допросив нас, хозяин быстро сменил гнев на милость и пригласил пройти внутрь. Экскурсию по усадьбе господин Якобсонс провел сам. Познакомил с богатой историей поместья. Показал свою уникальную, крупнейшую в Балтии коллекцию колоколов (в его частном музее более тысячи колоколов разных эпох и из разных стран мира, самый звучный привезен хозяином из Израиля). Напоследок побаловал нас дегустацией отменных местных специалитетов — соков, пюре и чатни из полезнейшей ягоды бузины, фруктов и овощей, которые на продажу производят в поместье. И сам же сел за кассовый аппарат, когда мы выразили желание их приобрести.
Бланкенфельдес - памятник архитектуры национального значения: резные ворота, маленькие павильоны, большой двухэтажный дом с колоннами, огромный парк. Но увы, главное здание, построенное в XVIII-м веке, сейчас стоит в запустении, некогда роскошные интерьеры отчаянно нуждаются в реставрации, лишь в одном крыле дома оборудованы номера для туристов (хозяин вздыхает, что в этом году их мало и винит в этом слишком богатую программу мероприятий к столетию Латвии). И реконструирована конюшня, в которой расположилось производство соков, сиропов и вин.
А когда-то жизнь тут кипела: на протяжении нескольких веков поместьем владели знатные немецкие фамилии, а в 1804 и 1805 годах здесь два раза гостил последний король Франции Людовик XVIII, находившийся в изгнании.
Как и полагается старинному дому, есть здесь свое привидение: говорят, на втором этаже бродит призрак маркиза де Вислы, который охраняет усадьбу. Проверить правда это или выдумки мы не смогли: сейчас второй этаж закрыт для посетителей.