Сколько километров мы в пути? Сложно сказать. Как оказалось, к почти 5 000 километрам, официально отмеренным по Транссибирской магистрали, приходится добавлять еще 700 по тайге и бездорожью на "газельке" (по нашему — микроавтобус), и еще почти 40 — с заплутавшим таксистом, который пытался высадить нас на пустыре. Уже завтра мы будем в Иркутске, откуда сразу поедем на Байкал. Самое глубокое пресноводное озеро в мире.
Сутки в поезде, нос привык к ударам о голые пятки, все прекрасно
Виктория:
Вчера вечером, когда в нашем купе все уже спали сладким сном, а некоторые даже храпели, я, наконец, осознала, что еду по Транссибирской магистрали, осуществляя чуть ли не главную мечту своей жизни. Логично, что после этого я не смогла заснуть. Достала наушники, слушала "Агату Кристи" и песни "Би-2" в исполнении с симфоническим оркестром, глядя на мелькающие в окне фонари и снег с верхней полки купе.
Это такая своеобразная медитация. Вы не поверите, но за этим занятием я провела почти 5 часов. Размеренный стук колес, легкое покачивание вагона, красивая музыка из детства и мысли, которые текут, сменяются одна за одной, на какой-то момент полностью растворяются.
Вагон поезда, разумеется, не самое лучшее место с точки зрения комфорта — душа здесь нет, туалет тоже не самый комфортный, в купе тесно, розетки — лишь в коридоре. Но почему-то мне кажется, что сегодняшняя ночь и мысли, которые одна за одной появлялись в моей голове где-то между Омском и Иркутском, сэкономили мне несколько сотен евро на походы к психологу.
В поезде ты теряешься во времени. На главных часах — московское время, которое до грядущего перевода часов совпадает с латвийским. Здесь куча остановок, и ты никогда не знаешь, на какой из них поменяется часовой пояс.
Если я правильно понимаю, когда мы достигнем Иркутска, разница с Латвией будет уже 5 часов. В нашу пользу. Пока мы доедаем свой ужин, вы начинаете обедать. Приятного аппетита!
Наш сосед по купе, про которого писали вчера, вышел на своей остановке, пока я спала. Попрощаться не удалось. Сегодня в Красноярске к нам подсел замечательный дядечка. Интеллигентный, как и 90% пассажиров — командировочный, но простой и очень душевный.
Через несколько часов наш стол превратится в те столы, которые наиболее характеризуют поездки на российских поездах дальнего следования. Домашняя еда в пластиковых контейнерах, пюре "Доширак" быстрого приготовления, которое нужно лишь залить кипятком, печенье, кофе в пакетиках и коньяк из фляжки нашего попутчика, на которой написано что-то в духе "Сила России не в политике, а в Трех Богатырях".
Говорим об озере Байкал, о том, что многие русские до сих пор воспринимают рижский бальзам как экзотику с легкой ноткой ностальгии. Кстати, наш попутчик говорит, что рижский бальзам в России любят, но никто не пьет его чистым — либо разбавляют им чай, либо добавляют, внимание, - в водку.
От разговоров о том, что в Риге прекрасная архитектура, переходим к беседе о том, как многие россияне считают, что в Латвии все плохо. Спустя несколько предложений о предвзятости российских СМИ и передач про инопланетян по "Рен-тв", понимаем — ни политика, ни текущая новостная сводка нас сегодня не интересует.
Как я уже говорила, мы зашиты в капсуле. Вне времени и вне всего остального. Связь, и тем более мобильный интернет появляется внезапно и ненадолго. Если хотите познать дзен, разобраться в самом себе, узнать настоящую Россию, отправляйтесь в путешествие по Транссибирской магистрали. Абсолютно серьезно!
Мартиньш:
Мы по-прежнему находимся в самом длинном переезде, который у нас был. После посадки в Омске проехали уже примерно 2000 километров. Впереди еще ночь, но уже в семь утра будем в Иркутске. Честно говоря, уже совсем скоро разница во времени с Ригой у нас будет пять часов. Самочувствие великолепное, но все чаще задаем друг другу и проводнице вагона вопрос, сколько времени и что сейчас за день. Все начало немного смешиваться. Очень надеемся немного проветрить голову и отдохнуть у могучего Байкала.
Сейчас ощущаю себя гангстером, честное слово. Впервые в жизни я дал взятку. Наверное, я взломал систему.
Сижу в ресторане один, Виктория осталась писать в нашем вагоне поезда, который сейчас делим с одним суперским человеком, но об этом больше расскажет она. Бесстыдно подхожу к упомянутым вчера бесстыдным ресторанным девушкам, наклоняюсь поближе и конкретно спрашиваю, где можно покурить. Нельзя! Где куришь конкретно ты? Девушка смущенно поправила волосы, улыбнулась и сказала, что она курит в туалете для персонала, но я могу покурить между вагонами, все так делают. Попросил показать туалет для персонала, что она услужливо и сделала.
Тогда я спросил строго: "Вот тебе 500 рублей, но я до конца работы ресторана сюда еще вернусь и не получу на это никаких возражений". Да, договорились! Оказалось, это действительно так просто!
Пейзаж за окном начинает меняться. Березы становятся все белее, а горы - только выше. Если рассказать о событиях последних суток вкратце - зашли в Омске в поезд, пара остановок, ресторан, вечерняя статья, сон, сон, кофе, несколько остановок и уже долгое время темно и начинает хотеться спать, смотрю, в Риге всего четыре часа дня.
Наверное, стоило бы немного рассказать о жизни в поезде, поскольку других приключений не было. Если прошлые поездки мы проводили в общем вагоне или бюджетном плацкарте, то сейчас находимся в своем купе. Разницы немного. В поезде все происходит с планированием. Если взять сумку, что-то найти, возможно, стоит спросить соседних пассажиров, нужно переложить вещи в другой угол, сделать что надо и переложить обратно.
Лично меня больше всего раздражали "плацкартные" ситуации, когда по пути в туалет, учитывая, что вагон качается, случается врезаться носом, в среднем, в пять пар пяток обнаженных ног спящих чужаков, но это проходит.
Примерно на двадцатом я уже привык, особенно, передвигаясь ночью, в темноте. После Байкала у нас впереди трое суток в плацкарте, думаю, там будет интересно.
Мне многие друзья и знакомые рассказывали, что на каждой остановке нас будут встречать тетушки с пирогами, рыбой, курочкой и всякой другой едой. Я немного разочарован, но здесь, наверное, тетушек винить нельзя, кажется, поменялись законы.
Вот маленький рассказ, которым хочу поделиться.
Когда выехали из Москвы, примерно через час или полтора, у нас вдруг была остановка, которая вообще оказалась технической и нас не планировали выпускать, но выпустили.
Там было полно тетушек, которые торговали яркой... бижутерией, стеклянными мелочами, у которых вообще не было никакого значения, тетушки были назойливыми, и одна даже вступила в устный конфликт с одним из фанатов курения из соседнего вагона.
Наблюдая за всем этим балаганом, я тогда подумал: "Ё-моё! Это первая и даже неофициальная остановка, что же будет дальше?"
Но дальше не было ничего. Вчера была первая остановка, на которой вообще были только две тетушки, которые что-то предлагали. И обе с копченой рыбой и пирогами чуть ли не под пальто, которые как будто торгуют чем-то плохим, говорят:
"Пссс, иди сюда... [шепотом]. Есть пироги и рыба, 25 рублей, на сотню возьмешь?"
Эти шептание и привлечение внимания создали у меня впечатление, что мне пытаются продать какое-то оружие, но нет, пироги. И только с картошкой и капустой. Такое вот небольшое разочарование в тетушках. Но еще большее - в пирогах, абсолютно никакие.
Сегодня, въезжая на вокзал в Красноярске, у меня было такое "ваау". Огромный вокзал, на фоне горы, везде ремонт, везде жизнь, отличается от депрессивного Омска как день и ночь, но здесь не наша остановка, у нас здесь есть всего 22 минуты. Вчера весь день шел основательный снег, так же как и всю ночь, но в Красноярске нас встретило отличное солнышко.
Галерея: Прогулка в Красноярске
TVNET продолжает путешествие по Транссибирской магистрали. Предыдущие статьи смотри здесь.