Президент Раймонд Вейонис сказал, что у него есть план "Б", который не понравится партиям. Что он имел ввиду? Возможен ли роспуск Сейма? Как проходит процесс переговоров с депутатами конкретных фракций? Получит ли партия "Согласие" какое-либо предложение от президента? Эти и другие вопросы журналист Александра Полещук и политический наблюдатель Юрий Соколовский обсудили с Олегом Игнатьевым в передаче TVNET "Без компромиссов".
"Без компромиссов": Амбиции президента, ультиматум "Согласию" и сценарии выбора премьера (13)
Центральной темой программы стали заявления Раймонда Вейониса в эфире LNT о том, что если партии в переговорах о формировании правительства не сумеют договориться о кандидате в премьер-министры до понедельника, 26 ноября, второй возможности им дано не будет.
Напомним, президент добавил, что у него есть план "Б", но не обозначил, в чем именно он состоит, отметив лишь, что партиям план может не понравиться.
Александра Полещук: "Вариантов немного. Первое - это попытка пригласить какого-то премьера со стороны, так называемого "технического премьера". Второй сценарий - премьер передает эстафетную палочку кому-то из старых партий, которые сейчас вроде как стоят на вторых ролях - те же "зелёные" или "Новое Единство". Третий вариант - всё-таки пригласить "Согласие". Но здесь интересно, на каких условиях, и что от "Согласия" потребуют. То, что лежит на поверхности - попросить "Согласие" поклясться, что они поддержат школьную реформу".
Юрий Соколовский: "До сих пор мы видели, как некие старослужители учили молодых. Например, движение "Par", которое откололось от "Единства", учит молодых - "Новую консервативную партию" Борданса и партию Кайминьша KPV LV, что надо соблюдать некоторые правила. Потому что те говорят, мол, у нас есть красные линии, мы "с этими не будем, с этими тоже не будем".
Эти большие партии, мягко говоря, дали им обделаться - для того, чтобы унизить своих оппонентов, повысить их договороспособность, показать, "кто в доме хозяин".
Сейчас возможен такой вариант - премьер будет выбран не из старых партий, а из партии Attīstībai/Par, которая формально является новой партией. Люди голосовали за перемены, однако реально это "старая" партия. Если премьера из этой партии не выберут, то тогда может быть какой-то вариант с беспартийным премьером. Но это будет полный провал! Это достаточно опасно, потому что мы помним ситуацию, когда партии не могли договориться и взяли независимого премьера Андриса Шкеле. Мы помним, чем это закончилось".
Отвечая на вопрос Игнатьева, возможен ли роспуск Сейма, Полещук отметила, что здесь всё зависит от амбиций и планов на будущее президента Вейониса.
"Будет хаос, но зато его запомнят в Википедии", - иронично прокомментировала она.
Соколовский согласился с таким высказыванием, добавив: "Сейчас мы видим такой дарвинизм, закон джунглей. У нас несколько равных по силе партий, которые только что вошли в парламент. Кто-то должен съесть конкурента, а кто-то должен быть съеденным".
Какое будущее у "Согласия"?
Полещук: "К сожалению, латвийская политическая система работает так, что партия, которая представляет интересы русскоязычного электората, не может быть допущена к управлению государством. Произойти это может только при условии, что будут "порублены какие-то головы".
Второй сценарий - потребовать "Согласие" принести в жертву какие-то идеалы. Самое простое, что приходит в голову - "признайте, что все дети должны учиться на латышском языке".
Третий сценарий - поклясться, что мы не выйдем из Североатлантического альянса, не предадим европейские ценности, придумать ультиматум, "завёрнутый на России". Так или иначе, от "Согласия" потребуют жертвы".
Игнатьев: "Хочу привести цитату Вейониса. На вопрос о том, есть ли у него самого красная линия в отношении "Согласия", президент ответил: "Конечно, в парламенте представлено всё общество и в переговорах по созданию правительства должны участвовать все избранные в Сейм партии, но в то же время Латвии надо сохранять евроатлантический курс". Такой намек на заигрывание "Согласия" с Россией".
Соколовский: "Согласие безусловно участвует во внутренних разборках. Мы видели избрание президиума, мы видели избрание председателя комиссии Сейма - "Согласие" там активно участвует и с ним пытаются договориться. Но "Согласие" - старая партия. Уже восемь созывов, четверть века, "Согласие" "вот-вот" в правительстве.
Президент что-то предложить "Согласию" теоретически может, но вопрос в том, какая из политических партий, а их должно быть как минимум две, согласится с ними сотрудничать. Я думаю, никакого результата не будет".
Также политические обозреватели и журналисты между собой обсудили амбиции президента, нашумевшее заявление кандидата в премьеры Гобземса, поговорили о политических переговорах, процессе "стирания красных линий", об избрании Инары Мурниеце спикером парламента ("Был ли это тактический ход "Согласия"?), и о том, могли ли действия "Согласия" быть другими, перепалке Степаненко с депутатами "Согласия" и избирателями - все это смотрите в записи передачи Олега Игнатьева "Без компромиссов".
Видео: Полная запись эфира "Без компромиссов"
Напоминаем, известный латвийский журналист Олег Игнатьев в ноябре этого года на портале TVNET запустил дискуссионную передачу "Без компромиссов". Вместе с гостями в студии он разбирается в происходящем в Латвии.
В гостях у Олега Игнатьева уже побывали экс-президент Валдис Затлерс, кандидат в премьер-министры Артис Пабрикс, политолог Юрис Розенвалдс и министр здравоохранения Анда Чакша.
Все видео проекта "Без компромиссов" смотрите здесь.