Однако Аболиньш подчеркивает, что это политическое решение и бюджетный вопрос, так как дивиденды - это доход бюджета. Такие решения не могут быть приняты ни руководством компании, ни чиновниками, ни регулирующим органом.
Поэтому в контексте рекордных прибылей Latvenergo повышение тарифов на распределение, скорее всего, вопрос не только неудачной коммуникации. Аболиньш считает, что это свидетельствует о том, что энергетическому сектору все еще не хватает стратегического видения и что повышение тарифов на распределение рассматривается в отрыве от финансовых показателей Latvenergo.
Как заявил экономист SEB bankа Дайнис Гашпуйтис, государство как держатель капитала рассчитывает на дивиденды, а составление бюджета требует конкретных прогнозов. Это иногда приводит к неконструктивным дискуссиям и в отношении других прогнозируемых доходов.
"В этом контексте критика может возникнуть, если государство манипулирует бюджетом, чтобы дать возможность или заставить компанию получить сверхприбыль. Но это возможно в условиях монополии. Сейчас Latvenergo работает на рынке, у него есть конкуренты, и государство должно дать компании возможность зарабатывать и развиваться", - считает Гашпуйтис.
В целом, по мнению Гашпуйтиса, государство должно строить свою энергетическую политику таким образом, чтобы создавалась конкуренция и развивался рынок, который, в свою очередь, должен обеспечивать конкурентоспособные тарифы и качество. Конечно, признает экономист, последние годы выявили множество провалов и недостатков в энергетическом секторе, причем не только в Латвии. Поэтому перед новым правительством стоит важная задача - быстрее сдвинуть ситуацию с мертвой точки.