В октябре министр экономики должен представить правительству план того, что Латвия может сделать с телекоммуникационными компаниями LMT и TET. Они принадлежат в равных долях шведской компании Telia и латвийскому государству. Несколько правительств рассматривали идею выкупить акции у скандинавов, перераспределить компании или объединить их. Каждый раз на консультантов тратились сотни тысяч. То же самое произошло и на этот раз. Однако рекомендации консультантов противоречат интересам государства, которое, например, хотело бы использовать LMT для создания новых технологий для нашей армии, сообщает программа TV3 Nekā personīga.
Видео ⟩ Акционер LMT и Tet Telia притормозил ряд значительных военных проектов
Возможности современных армий обеспечивают не только профессиональные солдаты. Немаловажную роль играют и технологии. Latvijas mobilais telefons (LMT) может их укрепить. Но скандинавские акционеры компании этому мешают.
Вооруженные силы неоднократно гордились тем, что в сотрудничестве с LMT внедрены технологии 5G, позволяющие военнослужащим работать совсем на другом уровне. С дронами, виртуальными очками, дистанционно управляемыми единицами бронетехники. Однако, как Nekā personīga подтверждают прежние и действующие министры и чиновники, второй акционер телекоммуникационного гиганта - шведская Telia - годами тормозит развитие нашей армии.
Когда Минобороны начало создавать "Государственную оборонную корпорацию для строительства завода по производству 155-миллиметровых артиллерийских снарядов, Латвия хотела создать корпорацию на базе LMT. У компании был гораздо больший опыт, чем у чиновников министерства, в создании бизнеса и развитии производства. Был составлен бизнес-план, который, несмотря на политическое давление на самом высоком уровне, даже не был рассмотрен членами правления шведской Telia.
"Мы столкнулись с выраженным "нет" со стороны шведских акционеров в LMT. Потому, я бы так сказал, что шведскую сторону интересует просто прибыль, которая уходит в Швецию, а не интересы безопасности, национальные интересы или планы развития Латвии. Это не первый их приоритет. А потом, когда я напомнил об этом шведскому министру, он, конечно, пытался сказать, что он не может здесь вмешиваться, потому что это частная компания", - рассказал экс-министр обороны Артис Пабрикс.
В 2017 году, когда премьером был Марис Кучинскис, произошла одна из очередных попыток провести переговоры со скандинавами. Был привлечен консультант KPMG, который за 180 000 евро выяснил, что наилучший сценарий -объединить обе компании: LMT и Tet. Правительство, вопреки рекомендациям консультанта, решило этого не делать.
"Уезжая, она сказала - хорошо, в дальнейшем в наших интересах только прибыль, что и было доказано в последующие годы. Акционеры Telia тормозят и крупный договор с SAAB - это такой очень масштабный договор на обслуживание, и он не может быть заключен, если они против. Так что я еще раз говорю, это уже становится чем-то вроде вопроса государственной безопасности", - считает экс-премьер Марис Кучинскис.
Акционерный договор, заключенный в девяностые, создал сложную схему. Государству в лице "управляющего публичными активами Possessor" принадлежит 51% долей Tet, а дочерней компании Telia Tilts Communications - 49%.
За закрытыми дверями правительство 16 июля решило начать новые переговоры со шведской компанией Telia. Министерство экономики уже 15 октября должно будет доложить о результате этих переговоров. Как известно журналистам, переговоры еще только на самой начальной стадии, хотя до назначенной конечной даты осталось чуть более одного месяца.
И на этот раз важную роль в подготовке решений сыграли консультанты. Этот выбор сделал "управляющий публичными активами Possessor". Закупка прошла очень быстро - за две недели на рубеже прошлого года. Как нам пояснили в Possessor - такой срок установлен в секретном постановлении Кабинета министров. То, какая задача поставлена перед консультантами, публично сказать нельзя. Договор с объединением консультантов был заключен 12 февраля. Как следует из повестки дня правительства 16 июля, на заседание были приглашены консультанты из компаний Ernst & Young Baltic и Oaklins Baltics.
В открытом доступе можно найти несколько подтверждений того, что Ernst & Young была связана с оказанием услуг Telia. Например, при оценке закупки мобильного оператора в Азербайджане или при подготовке исследований рынка в Швеции и контрактов в Норвегии. Политики отмечают, что тщательный выбор консультантов является существенным. И не должно возникнуть сомнений, в чьих интересах они дают советы.
"Я думаю, в данном случае важно определить, чего мы хотим добиться, а затем поручить консультантам прийти с решением. А не ждать от консультантов решения. Если поставлена конкретная цель с задачей увеличить влияние государства и найдены решения, как стране получить в долгосрочной перспективе улучшения и в экономике, и в науке, и в инновациях, и, может быть, в безопасности, то консультанты будут работать для достижения этой цели. Это самое важное - если определена конкретная цель. А не "принесите нам что-нибудь, скажите, как лучше действовать" - тогда точно не будет хороших результатов", - уверена бывший министр экономики Илзе Индриксоне.
"Мне было непонятно еще в правительстве, в котором мы были... было принято решение заказать исследование, чтобы выяснить, как мы можем избавиться от этого (скандинавского влияния), а в результате, насколько мы поняли из этого исследования, оказалось, что нам нужно объединиться. В итоге все вышло совсем с другими результатами", - вспоминает Кучинскис.
Публично прозвучало несколько сценариев, рекомендованных консультантами. Они очень похожи на те, что были предложены в конце прошлого года со стороны Telia. Например, государству полностью отдать компанию Тet, которая показывает не очень хорошие финансовые показатели. А в LMT Telia может добрать 1% акций, и тогда распределение акций составит 50 на 50. Что и без того усложнит возможность сотрудничать со скандинавами. Рекомендовано было также продать часть акций LMT на бирже.
Министр экономики утверждает, что переговоры с представителями Telia будет вести сам. Какова рабочая цель от правительства, он не раскрывает. Как и то - есть ли у Латвии деньги, чтобы выкупить скандинавские акции. Рекомендации консультантов, которые не отвечают интересам страны, отбрасываются как непригодные.
Министр экономики Виктор Валайнис: - Нам также удалось найти способы добиться их внимания и серьезного отношения в этом вопросе и желания достичь компромисса. Так как у нас появились инструменты, которые раньше никогда не использовались.
Nekā personīga: - Какие же?
Валайнис: - Это уже, так сказать, наши внутренние инструменты, которыми мы в каком-то смысле добились определенного внимания. Высшее руководство самого предприятия тоже приехало в Латвию этим летом.
NP: - У вас есть мандат от правительства говорить и о таком варианте, что, например, у скандинавских акционеров эти акции выкупаются?
Валайнис: - Разные сценарии лежат на столе. В том числе и этот не исключен. Есть разные сценарии.
NP: - О каких суммах в этом случае мы можем говорить?
Валайнис: - Эти суммы, конечно, очень большие, но не превышают общую стоимость компании. Но у меня нет мандата договариваться о какой-либо цене, потому что надо сначала понять ожидания обеих сторон. У нас есть свои нанятые консультанты, которые провели соответствующую оценку на результатах которой мы основываем свое мнение. Эта оценка достаточно углубленная, и она не первая. У нас еще есть оценки 2018 года и еще каких-то лет, которые мы, безусловно, тоже используем.
В беседе с Nekā personīga президент Латвии Эдгар Ринкевич отметил, что способность телекоммуникационных предприятий укреплять безопасность государства является важнейшим вопросом, который необходимо решать на переговорах со скандинавами. Он тоже пережил ситуации, когда из-за них латвийская сторона не смогла реализовать ряд инновационных проектов.
"Есть несколько проектов, о которых более подробно я не могу рассказывать, которые Латвия хотела развивать как часть оборонной промышленности и где необходимо было решение советов флагманов нашей сферы телекоммуникации, которые были заторможены. Об этом говорилось несколько раз на разных уровнях не только на заседании правительства, но и на заседании Совета национальной безопасности. Я сам как министр иностранных дел говорил по этим вопросам со своими коллегами по шведскому правительству еще в прошлом году. Движения на данный момент не было. И поэтому я не могу сейчас, конечно, сказать, как эти переговоры и консультации, которые министр экономики по поручению правительства проведет, закончатся, каким будет результат - о чем будут дискутировать в правительстве. Я уверен, что этот вопрос снова попадет обратно и в поле зрения Совета национальной безопасности тогда, когда будут какие-то вещи, о которых можно говорить. Но да - эти вопросы достаточно важны и с точки зрения оборонной промышленности, и с точки зрения безопасности. А также с точки зрения долгосрочных интересов нашей собственной страны", - заявил Ринкевич.
После того как летом публично прозвучали подозрения, что консультанты советуют передать скандинавам решающий перевес в LMT, министр экономики за распространение таких сведений пригрозил обратиться в службы безопасности. Журналистам известно, что в актуальной сейчас версии доклада министерства большинства все же рекомендовано добиться латвийскому государству.
Видео: Сюжет Nekā personīgā
RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!