Каждый выживает в одиночку: про новые феодальные замки и «княжества» (4)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Эвия Трифанова/LETA

В латвийский Сейм депутат Юрис Вилюмс два раза подряд был избран от Латгалии. Он представитель нового поколения латвийских политиков и большой патриот страны. Идеалист — но с опытом работы в местной власти и региональном планировании. И один из тех, кто пришел в законодательную власть после роспуска Сейма в 2011 и, в принципе, уже готов уйти, уступив в 2018-м году депутатский мандат и кресло кому-то из энергичных, амбициозных и деятельных земляков-латгальцев.

Русский TVNET поговорил с депутатом от Латгалии не только о самобытности его региона и вечных латгальских проблемах. Но и о том, что мешает развиваться предпринимательству и налаживать жизнь на местах в латвийской провинции — как в Латгале, так и в Курземе, Видземе, Земгале. Интервью с Юрисом Вилюмсом состоялось в последние дни весенней сессии Сейма — перед самыми каникулами.

Реформа и ... депрессии

- Латгалия — депрессивный регион. Все об этом говорят, это стало уже просто общим местом. Вы с таким определением согласны?.. Давайте только сразу договоримся, что не будем списывать все на удаленность от Риги — все-таки от столицы и до Колки, и до Алуксне, и до Руцавы, например, тоже неблизко…

- Депрессивный регион? Я стараюсь латгальский вопрос сразу же по-другому разворачивать. Давайте ситуацию рассматривать иначе. Латгалия не депрессивый, а самый светлый регион Латвии. Ведь ситуация у нас непростая, но люди смогли там жить и сохранять оптимизм, ведь не все уезжают, многие развиват свое дело, жизнь вокруг себя обустраивают.

- В чем же самая главная проблема Латгалии тогда?

- Статистики под рукой нет, чтобы сравнить, как обстояли дела еще при Союзе… Главные проблемы Латгалии известны: это безработица, это депопуляция — когда работы нет, люди уезжают. Но ведь уезжают люди из Латгалии давно — надо смотреть весь период после второй мировой войны — и раньше многие ехали в Ригу, в большие города. Если же говорить про последние 25 лет, то

за время латвийской независимости я вообще не вижу, не нахожу в Латвии систематической работы по развитию регионов.

Мы все время говорим, что три звезды на памятнике свободы — это Курземе, Видземе, Латгале. И в Сатверстме это у нас записано. Но...

- ... Но на деле все не так обстоит, Вы хотите сказать?..

- Еще в конце 90-х Латгалия была первым в Латвии регионом, который объединил районы в совет по планированию, чтобы вместе решать проблемы, которые трудно решить каждому району в отдельности. А что мы видим теперь? Когда административная реформа еще только обсуждалась, предполагалось создавать уезды — предположительно их должно было быть восемь - но потом от этой идеи отказались.

Наша административная реформа стала, по сути дела, реформой волостей: они были чуть меньше - стали чуть больше.

А вот проблемы регионов реформа не решила. Каждый из городов республиканского масштаба стремился сделать собственную «губернию» — и стать в ней губернатором.

- Погодите!… Но ведь и Вы претендовали стать губернатором Латгалии!.. Разве нет?.. В новостных заголовках что-то такое мелькало…

- Сейчас объясню свою позицию. Создали бы мы в свое время уезды, объединив в них небольшие волости, то и тогда они стали бы слишком меленькими административными единицами.

Когда Латвия только вступала в Евросоюз, Латгалия предлагала сделать и Латгальский регион, и Курземский регион, и Видземский и Земгальский регионы.

Плюс Рига - как еще один отдельный регион. Были активные сторонники у этой идеи. В любом случае Латвия не должна была входить в Евросоюз единым регионом. Ведь и планирование происходило бы теперь совершенно иначе. А теперь получается, что внутри латвийских регионов развития нет, и что проблемы — что где-нибудь в Колке, что в Индре — они очень похожи.

Моноцентризм власти: Рига и все остальные

- Но ведь территориально-административная реформа - хорошо или плохо - она завершена. Закрыт этот вопрос!.. Разве нет?

- В том-то и дело, что проблемы остались. Сделали реформу волостей — и все. Но это ведь не вся региональная реформа!.. Регионов-то мы в итоге не получили. Регион — это территория и с финансированием, и с ответственностью. В данный момент есть закон о региональном развитии - и есть структуры с функциями регионального планирования. Но у них нет финансирования, и - нет ответственности.

Да, руководителей самоуправлений сходятся вместе, могут решить какие-то проблемы, могут объединиться в общие проекты. Но — в главном для себя! — каждый ответственен только перед своими избирателями, в своем самоуправлении.

И поэтому все большие проблемы — они для руководителя маленькой волости все-таки второстепенны.

- Но ведь сколько лет эта административно-территориальная реформа у нас тянулась, пробуксовывала, не двигалась вперед… Чуть ли не силой волости объединяли!.. Почему так?

- Большие города в регионах хотели бы всем заправлять, хотели бы, чтобы все финансы шли через них, чтобы именно они были центрами развития, вокруг которых все происходит. Но практически вся Латвия сегодня — это моноцентричная территория. Есть Рига — и есть все остальное.

Но для того, кто в Лондоне немножко пожил, Валмиера — и не город совсем, а так, городишко маленький…

Все идет к тому в последние годы, что мы снова создаем такие же моноцентричные регионы, по той же схеме их начинаем кроить…

- Но ведь все происходит вокруг какого-то сильного места, из сильных ростков вырастает… Вот у издательства «Яня сета», например, есть даже планы такую карту создать, по которой визуально будет видно, где, в каких конкретно местах географических у нас создается большая часть ВВП, где платятся самые большие налоги.

- Получится, что у нас опять будут такие… маленькие замки. Такие, как с феодальных времен были. Еще в 2004 — 2005 годах, когда я работал в агентстве Латгальского региона, в Латгалии на перспективу центрами виделись Екабпилс, Резекне и Даугавпилс. Представлялось, что у каждого города будет своя специализация — у одних деревообработка, у других — металлообработка, у третьих - современные технологии. И что вместе «раскрутят» регион, который как раз в треугольнике между этими городами. Тогда у нас получился бы достаточно большой ресурс населения, ресурсы финансов и так далее. И это позволило бы развиваться — чтоб не было безработицы, депопуляции не было, и люди оставались бы здесь жить.

Самодостаточность власти

- Ваша биография - судя по Вашему CV - позволяет считать, что Вы свою карьеру сознательно строили— и стремились быть избранным в Сейм. И вот Вы сюда попали, и работаете уже второй созыв. За неполные два срока — что-то удалось сделать? Как Вы сами оцениваете?

- На днях как раз формулировал это для себя… Еще до того, как я был избран в Сейм, я сформулировал для себя, что когда-то, лет в 40 или 50, я, наверное, смогу стать представителем своего региона в Риге, в Сейме. Но ускорил это все господин Затлерс, который был президентом, распустившим Сейм. И все случилось быстрее…

- Перебью Вас, чтобы уточнить — мотивация Ваша какой была?.. Какие-то вопросы на региональном уровне нельзя было решить, и надо было самому идти выше?.. Или — что-то иное?..

- Моя мотивация довольно проста: когда были выборы в 10-й Сейм, я стартовал от списка «Единства». Почему? Потому что в предыдущем Сейме, работая в самоуправлении в Дагде, а потом в Резекне, в агентстве по развитию Латгальского региона, я просто не видел людей в Риге, с которыми можно говорить о проблемах Латгалии... Диалога между самоуправлениями и представителями негосударственных организаций на местах - и законодательной власти не происходило.

Поэтому я и стартовал на выборах. Но в Сейм я тогда не прошел. Избрали от Латгальского региона в тот раз двух человек - господина Лоскутова и господина Шадурскиса, нынешнего министра. И я пытался наладить диалог с ними. Но в течении полугода даже я — стартовавший с ними на выборах в списке одной партии - с трудом мог добиться от них даже просто ответа по электронной почте!.. Коммуникации с властью снова не было.

А в 2011 году, мы с представителями общественных организация встречались с президентом Затлерсом, и

посоветовали включить в список от Латгальского региона людей, которые реально живут в Латгалии.

И тогда - независимо от того, кто именно будет избран - у нас будет с этими людьми контакт. При такой условии мы готовы были партию Затлерса поддержать на выборах. Так я оказался в Сейме.

Латгальский урок президента

- А ведь это Вы в свое время взялись обучать президента Затлерса латгальскому языку? Научили?..

- Ну… Минимально!.. Больше шутки шутили!.. Но господин Затлерс действительно вынужден был слушать латгальский язык, ведь мы тогда на выборах выдвигались вместе с моим коллегой Гунаром Игаунисом, и мы между собой говорили по-латгальски. Так что все коллеги слушали — как минимум раз в неделю — как рядом звучит латгальская речь.

- Понятно. Но вернемся к вопросу о том, что удалось сделать.

- Главный мой принцип — обеспечить связь со своим регионом, чтобы каждый мог спросить с меня - или через меня — ответа, например, с какого-то министерства или еще с кого-то… Ведь

наши поравящие партии - старые и большие — они ведь давно самодостаточны, им вообще никто не нужен, и с людьми они не коммуницируют.

- Обращаются к вам часто? Примеры можно привести?

- Часто мы едем с моим помощником по региону, чтобы там встречаться с людьми, в том числе и со школьниками. Люди часто видят проблему, но не знают, как ее решить. Говорят: вот, давай, ты и реши. Это было непросто сделать — но удалось, и каждый месяц мы приглашаем по одному депутату из каждой фракции — независимо правящие это партии или же оппозиция - и вместе с ними едем в какое-то одно самоуправление в Латгалии, разговариваем с руководством, с людьми, знакомимся с местными проблемами, стараемся найти решения.

Вышибалы бюджетов: деньги решают все?..

- Какие вопросы обсуждаются?.. С чем чаще всего обращаются?

- Все то же самое — как решать проблемы безработицы, чем местным предпринимателям помочь. Надеемся, что латгальская специальная экономическая зона тут частично может помочь — плюс инвестиции в 50 млн. Если посмотреть какие объекты строятся в Риге, на какие суммы проекты — то 50 млн на всю Латгалию — это маленькие, конечно, денежки. К сожалению, ничего много я не могу сделать на данный момент.

Сайт Латгальского региона планирования

За два срока работы в Сейме я сумел понять, что депутаты от партий власти обычно занимаются выбиванием каких-то конкретных благ для своего самоуправления. Мне кажется это неправильно в основе…

в парламенте нужно работать над общей регулировкой системы государства, чтобы у каждого была возможность жить в своем родном месте и получать равные условия в конкурсах и так далее. Но в неофициальных разговорах я слышу часто — да все это и так знают — что и Вентспилс и еще некоторые самоуправления, они просто выбивают финансирование из госбюджета или из еврофондов для своей выгоды. Мы могли видеть это в разных программах…

- Но чтобы это делать, надо понимать механизм принятия решений, знать все ходы и выходы в коридорах власти

- Чего от меня ждут все избиратели, жители Латгалии — чтобы я выбил, грубо говоря, один или два миллиона, а лучше — миллиард… Но я этого просто не могу сделать.

- А если б смогли — это разве что-то решило бы?.. Сегодня для Латгалии разве деньги решают все?

- Нет конечно! Нет... Важно то, о чем мы говорили — логичная система регионального развития, плюс функции, плюс финансирование и ответственность за него.

- Спасибо.

(Продолжение интервью депутата Юриса Вилюмса русскому TVNET- читайте в ближайшие дни. Речь во второй части беседы пойдет о том, как Вилюмс прослыл «самым дорогим» депутатом, а также о латгальском языке и об опасности латгальского сепаратизма. И о том, что летом рижанам и прочим латвийцам надо обязательно посмотреть в Латгалии).

Комментарии (4)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх