«НАТО на Россию нападать не собирается, а шпроты вернутся»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Полгода Рига была столицей европейской внешней политики. Что в сухом остатке? Об этом «Вести Сегодня» рассказал Чрезвычайный и полномочный посол по особым поручениям по Восточному Партнерству (ВП) Юрис Пойканс.

-Выбор наших приоритетов был логичным, все страны ВП мы хорошо знали. Правильно ощущали, что этим государствам можем передать свой опыт, в рамках общего блага, европейского интереса. Нужно, конечно, учитывать данный исторический момент. Потому много разных мнений о нашем президентстве, критических в том числе. Но политика ЕС — это консенсус 28 стран. Ну нет у стран Южной Европы такого интереса к Восточной. Однако мы приняли декларацию саммита Восточного Партнерства.

Конечно, мы понимали, что имеем дело с 6 разными странами. С Грузией, Молдовой, Украиной все ясно — у них Соглашения об ассоциации с ЕС. С другой стороны, белорусско-европейские отношения не столь хороши, а двухсторонние связи Латвии и Беларуси развиваются нормально. И мы обозначили индивидуальный подход к этой стране, так же, как к Армении и Азербайджане.

Президент Армении Серж Саргсян встречался в Риге с Андрисом Берзиньшем, после избрания президентом Раймондс Вейонис посетил Азербайджан, встретился с Ильхамом Алиевым. Недавно в Латвии побывал министр обороны Азербайджана.

Мы проводили активную работу с Россией и по линии ЕС-РФ, и непосредственно с Москвой. Глава МИД Латвии в ходе визита туда старался разъяснить, что наша политика не направлена против России. Разумеется, можно было спрогнозировать, что реакция России на наше председательство не будет слишком позитивной.

Но нам удалось избежать больших потрясений.

И, самое главное, Евросоюз продолжит политику Восточного Партнерства, что зафиксировано декларацией Рижского саммита.

-Но вот Украина недовольна итогами Рижского саммита — видимо, у нее были завышенные ожидания? Президент Порошенко даже приказал найти и наказать виновных...

-Саммит — это формат 28+6 государств. Украина, конечно, самая большая — и у нее был отдельный саммит. Несомненно, ситуация там самая сложная, в положении «полувойны» трудно проводить реформы. Порошенко отметил какие-то недоработки, но мы дали позитивный сигнал, и в конце года будет новое заключение комиссии по введению безвизового режима. К тому же, для Украины было очень важно подтверждение ее территориальной целостности и не-легитимности аннексии Крыма. Есть задел на будущее.

-За время президентства ЛР произошли знаковые события: увеличение военного контингента США с тяжелым вооружением на нашей территории, а также полный запрет Россией наших рыбных консервов. Так сказать, по времени совпало?

- На днях министр земледелия Янис Дуклавс заявил, что шпроты «были, есть и будут»,

и я сам уверен — они вернутся на российские прилавки.

Не вижу в этом смысле проблем качества: ведь продукт продается в странах ЕС, где весьма высокие стандарты. Не думаю, что здесь виновато Восточное Партнерство, скорее, политические разногласия по украинской проблематике.

А по американским войскам... Очевидно и понятно, что страны Альянса сохраняет взаимные обязательства друг к другу. Современная геополитическая ситуация очень сильно ухудшилась, и страны НАТО хотят обезопаситься. В то же время это организация солидарности, обороны,

и мы ни в коем случае не видим в размещении отдельных элементов американской техники угрозы России.

- Символичным мне показалось также то, президентство Латвии началось с расстрела журналистов в Париже, завершилось убийством туристов в Тунисе. И «под занавес» последовало решение о приеме беженцев из стран Магриба. Но как это соотносится с провозглашаемыми принципами «национального государства»? Ведь принципы ЕС о воссоединении семей, религиозной свободе, могут привести к созданию в Латвии замкнутых афроазиатских общин, служащих питательной средой для экстремизма.

-Это вопрос солидарности. Оба района, соседствующих с ЕС — и Юг, и Восток, очень важны. Наши партнеры — Греция, Италия, Мальта, сталкиваются с наплывом иммигрантов. И, если мы хотим, чтобы обращали внимание на Северо-Восток Европы, надо помогать. Но могу согласиться с господином Пабриксом — при приеме беженцев необходим механизм интеграции. Чтобы, как вы говорили, не было изоляции.

-Но я бы все-таки предложил взять ответственность за мусульман более богатым, чем Латвия, странам Персидского залива.

- Исламский мир — многополярен, есть различные течения ислама. Возможно, для тех, кто переплывает Средиземное море, Европа — более приемлемый партнер... Мы в ЕС ведем активный диалог со странами Персидского залива, но не можем заставить ни одну страну или регион принять беженцев. Сами должны будем решать эту проблему.

-Все же, как мне кажется, им на берегах Персидского залива было бы чисто климатически комфортней.

-Как практика показывает, им и в Стокгольме не холодно...

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх