Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

«Шпротный вопрос»: кто-то теряет, кто-то находит (6)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Иева Чика/LETA

На прошлой неделе в Латвии работали две группы инспекторов Россельхознадзора. Совместно с экспертами от Беларуси и Казахстана велась проверка и на предприятиях рыбоперерабатывающией отрасли. Есть надежда, что экспорт рыбной продукции на рынки Евразийского экономического союза в обозримом будущем может возобновиться.

Напомним: в июне 2015 года экспорт латвийской рыбы и рыбной продукции в России был приостановлен решением Россельхознадзора. Причиной запрета на ввоз латвийской рыбной продукции стали претензии к качеству, не соотвествующему российским стандартам, которые сегодня более жесткие, чем нормы ЕС. В частности, речь шла о высоком содержании бензапирена — канцерогенного вещества, образующегося в процессе натурального копчения.

С просьбой прокомментировать итоги инспекционной проверки и перспективы наших рыбопереработчиков русский TVNET обратился в латвийскую Продовольственно-ветеринарную службу. Причем интересовал нас именно «шпротный вопрос», имеющий в латвийско-российских экономических связях предисторию весьма непростую.

Директор департамента продовольственного надзора Эрнестс Задовскис по поводу завершившейся проверки рассказал:

- Проверка Россельхознадзора была плановой и первой после мая 2015 года. Но

впервые латвийские предприятия вместе с россиянами проверяли и представители других стран — членов Евразийского экономического союза - Беларуси и Казахстана.

Это значит, что и для наших экспортеров речь идет о перспективах поставок не только на российский рынок.

В летний период большинство рыбоперерабатывающих предприятий становятся на ремонт, лето для отрасли традиционное время ремонтов. Поэтому лишь немногие предприятия готовы были продемонстрировать свой технологический процесс. После консультаций с нами для инспекторской проверки были выбрали пять рыбоперерабатывающих предприятий, и все пять были проверены.

Коллеги во сремя проверок обратили внимание на то, что изменилось со времени их прошлых визитов. На трех из них

мы смогли наглядно продемонстрировать изменения в технологическом процессе, позволяющие уменьшить в шпротах уровень содержание бензапирена.

Бензопирен, как вы знаете, образуется в процессе копчения.

- И что будет происходить далее? Можно ли предположить, как долго предстоит ждать выводов экспертов?

- Теперь коллеги будут писать свой предварительный отчет. И - если повторится практика прошлого года - они нам этот предварительный отчет пришлют, чтобы мы могли внести какие-то свои дополнения и комментарии. Потом уже будет подготовлен окончательный отчет, о результатах которым сообщим на домашней страничке Продовольственно-ветеринарной службы.

Сайт латвийской продовольственно-ветеринарной службы

Что касается сроков - это внутреннее дело Россельхознадзора, будет ли отчет готов через две недели или четыре недели, или его подготовка займет больший срок — этого мы не знаем. Но как только мы получим результаты, мы общество проинформируем.

- Скажите, пожалуйста, а какие именно изменения в технологическом процессе были сделаны? Речь идет о модернизации, замене оснащения? Или сам процесс копчения стал иным?

- Во-первых, был веден автоматический контроль процесса горения, для поддержание определенной температуры. Второе, что было сделано — это введено использование оптических инструментов для измерения плотности дыма. Это модернизация, которую могут провести только сами предприятия. Мы же можем только контролировать качество их готовой продукции.

- Спасибо. Будем надеяться на лучшие перспективы для нашего экспорта.

Напомним, что

потери, связанные с запретом Россельнадзора и временной приостановкой экспорта латвийских консервов, рыбы и другой рыбной продукции в Россию, Беларусь и Казахстан уже оцениваются 53,7 млн. евро.

И «шпротные споры» с российскими партнерами ведутся ... уже не одно десятилетие.

Еще восемь-десять лет назад латвийские переработчики пытались убедить и потенциального потребителя, и контролирующие инстанции соседних стран в том, что шпроты, приготовленные по традиционным дедовским технологиям путем натурального копчения — вкуснее. И очень уповали на успехи латвийской дипломатии в переговорах об условиях экспорта: мол, наши шпроты перестанут быть вредными, как только политики обо всем договорятся…

Теперь же рыбопереработчики вынуждены идти другим путем — модернизируют оборудование, приспосабливаясь к требованиям стран, на рынки которых хотят стабильно присутствовать со своим продуктом. Вот и

министр сельского хозяйства Янис Дуклавс на июньском предпраздничном заседании Кабинета Министров сказал, мол, хватит уже учить потребителей других стран, как им полюбить наши прекрасные шпроты.

Лучше давайте будем приспосабливаться под их привычки и поставлять то, что вкусно им, а не нам.

Господин министр, хоть и говорил о рыбных консервах, но назвал для примера тогда Скандинавию, а не Россию. Но какая, в сущности, разница: если наши экспортеры действительно хотят работать на соседних рынках, надо перестраиваться. Тем более, что в латвийских СМИ уже появились сообщения о том, как стремительно наращивает производство рыбных консервов сами россияне — производство шпрот в Калининградской области развернули в невиданных прежде масштабах.

Наверх