Незавидные радости цивилизованного европейца (2)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Flickr/com/Greg Bilke

Италия ликует: 17 шедевров старых мастеров - итальянских, фламандских и голландских, - после полугодовых скитаний вернутся домой. Похищенные в ноябре из музея Кастельвеккью в Вероне картины обнаружены 6 мая в Одесской области. Обмотанные вульгарным пластиком и зарытые в землю в самом что ни на есть сермяжном «эсэнговом» стиле, Тинторетто, Рубенс и Мантенья, - да здравствует искусство, доступное массам! Пугающе доступное любым массам. 

Точнее же - кому ни попадя. В ХХ веке крупные европейские музеи грабила очень разная публика, но всё же не банальная шпана. Не диво: ведь и заказчики в ту пору были чуть-чуть поинтеллигентнее.

Всех подробностей этого похищения прессе пока не оглашают: следствие в самом разгаре, и до предъявления окончательных обвинений ещё далеко. Но и из того, что уже известно, можно сделать несколько выводов:

1. Итальянская криминальная полиция работает вовсе не так плохо, как привыкли думать рядовые итальянцы. Самое удивительное, что известный класс также продемонстрировали и украинские спецслужбы - вполне вопреки всеобщему убеждению, что на Украине ничего, кроме коррупции, эффективно не функционирует;

2. Музеи Европы нуждаются в срочной и радикальной реформе мер безопасности - никак не в меньшей степени, чем аэропорты и иные места массового скопления публики;

3. На криминальном арт-рынке появился новый меценат - пахан-олигарх из российско-постсоветского пространства, охотно рекрутирующий не только южноукраинскую и приднестровскую организованную преступность (которых давно держит «под крылом»), но и приблатнённую часть гастарбайтерского пролетариата родом оттуда же;

4. Неудивительно поэтому, что в нищем и криминализованном Приднестровье, на содержание которого у Кремля уже нет денег, могли появиться известные планы решения своих экономических проблем - при всё той же, известно чьей, поддержке.

5. Поскольку документы самозваной ПМР - бумага, которую никто на свете не признаёт, за границей жители Приднестровья пользуются паспортами Молдовы, - оказывая неоценимую пиар-услугу как молдавскому государству, так и вполне законопослушной части его подданных, работающих в Европе. В частности, в Италии, где их особенно много.

Теперь более подробно. Масштабное ограбление 19 ноября художественный эксперт Витторио Сгаби назвал «одним из тяжелейших в истории итальянского искусства». Так или иначе, ни разу в послевоенной Италии из её музеев не выносили одновременно 17 картин. В числе которых шесть - кисти Тинторетто-отца (Якопо), и по одной - его сына Доменико и Андреа Мантеньи. А также предметы особой гордости Кастельвеккьо - «Мадонна делла Квалья» Пизанелло и женский портрет Питера Пауля Рубенса.

Это лишь наиболее громкие, всем известные имена. Для более искушённого читателя добавлю: в числе украденных оказались работы Джованни Франческо Карото, Джованни Бенини, и Ханса де Йоде - довольно редкого мастера XVII века из южных Нидерландов. Отчего выбор грабителей пал на два пейзажа этого блестяще усвоившего уроки итальянского маньеризма живописца, о котором, однако, совсем мало известно - пока неясно. Хотя и очень похоже, что

руководствовалась преступная группировка скорее заказом, чем собственным усмотрением.

Успеху ограбления сопутствовало участие одного из технических работников музея. Он - не единственный итальянец, причастный к делу. Хотя большинство в группе составляют подданные Молдовы. Что ж, пролетарии всех стран не прочь иной раз соединиться - особенно ввиду предполагаемой многомиллионной наживы.

12 персон из этого ганга оказались арестованными итальянскими карабиньерами в течение одного дня, 15 марта. Информируют об этом национальные источники пока очень лаконично: «!2 человек из Молдовы и Вероны». Любопытствующих приглашаю посетить инфопортал www.ansa.it - право же, нет никакой необходимости владеть итальянским, чтобы увидеть успешные раскопки в сочном майском бурьяне Одесщины на приложенном к тексту украинском видеоматериале.

И сполна прочувствовать неказистый варварский пафос переживаемых нами времён.

Похищенные произведения искусства, по словам ньюсмэйкеров ansa.it , «были предназначены к переправке в Молдову». И точка, без комментариев. Звучит интригующе - особенно для итальянского читателя. Не слишком осведомлённого в тонкостях внутримолдавской политической ситуации, но всяко знающего, что речь о беднейшей стране континента.

Много ли известно итальянцам, чем сегодня живёт та часть Молдовы, с которой (и только с которой) граничит Одесская область? Возможно, когда-то что-то и читали они о той Транснистрии (так в романских языках звучит «приднестровье»). Комментарий же украинской стороны на данную тему более конкретен. «Адресом получателя» медиа Украины называют ПМР.

Именно по этой, а не по какой иной причине, считают в украинских спецслужбах, всю добычу и переправили в Одесскую область: её транспортировку в Приднестровье через правобережную Молдову могли бы «накрыть». Зато на украинской стороне одного из приднестровских КПП у банды имелись «концы». Со стороны же ПМР никакого беспокойства и вовсе не ожидалось: там сценарий был заранее согласован.

Ясно, что, каким бы успехом ни пользовались ренессанс и маньеризм в Тирасполе и окрестностях, осилить такую покупочку там было бы просто некому. «Мы располагаем достоверной информацией, что в подготовке акции переправки похищенного в Приднестровье замешано ФСБ», - сообщил агентству Укринформ пресс-секретарь Украинской пограничной службы Олег Слободан.

Ещё несколько дней уйдёт на экспертизу аутентичности найденного, его тщательную упаковку и разные дипломатические формальности. Министр культуры Итальянской республики Дарио Франческини от души благодарит спецслужбы Украины. И обе стороны довольны.

Вот и всё, что пока известно о подробностях «ограбления века». Если же взять ракурс пошире, то уровню безопасности в европейских музеях впору ужаснуться. Только известными сложностями сбыта краденого из государственных и муниципальных коллекций можно объяснить сравнительно невысокую (пока) статистику ограблений. Но всё может во мгновение ока измениться - с появлением нового и вполне бездонного рынка сбыта.

Стать таковым немало шансов у «отдельно взятой страны». Если российское государство упрямо не желает вернуть находящиеся в его юрисдикции артефакты из европейских музеев, попавшие в своё время в СССР в качестве сомнительных с правовой точки зрения «военных трофеев», то какими рычагами прикажете воздействовать на приватных граждан такого государства? Новыми санкциями? - Не известно, что ли, по каким слоям российского населения они снова в первую очередь ударят? Этот урок в мире, вроде бы, уже выучили.

Другой урок - о том, что получить назад что-либо, имевшее несчастье влипнуть в Россию, равносильно чуду, - Европа усвоила значительно раньше. Выводы? - значительно спокойнее и дешевле было бы повысить технический уровень музейной безопасности. Богатый ЕС определённо может такое себе позволить.

Это особенно касается очень многочисленных в Европе небольших музеев. Как ни дико, многие до сих пор защищены одной лишь охранной сигнализацией. В 2014 году из маленького, но знаменитого брюссельского музея Van Beuren одним тихим вечерочком вынесли - ни больше, ни меньше - Питера Брейгеля Младшего. Высадили окно окружённой садом небольшой виллы, влезли, взяли, и поминай, как звали.

Сигнализация при этом сработала по всем правилам, и охрана тут же приехала. Просто те интеллектуалы, что сигнализацию в своё время заказывали, не учли одного-единственного фактора. Банального, как песенки Брайана Адамса. Фактора времени, необходимого одним, чтобы в три прыжка оказаться у нужной стены, снять картину, и скрыться, а другим - чтобы примчаться по вызову. Арифметика, в общем-то, несложная, но даже её не смогли осилить.

Вот и ищут теперь канувшего Брейгеля. И, боюсь, долго ещё будут искать.

Бесспрно, брюссельский «блицкриг» был делом профессионалов. Детерминированных, дерзких, и не алчных. Одна маленькая картиночка на досточке - и хватит. На безбедную жизнь до скончания века. В веронском же Кастельвеккьо орудовала шпана. Набравшая, как некогда писали в арабских сказках, «сколько может унести ишак», и втянувшая в свой «скок» кучу народу, - что ж, в итоге повезло музею. Зато могло сильно не повезти картинам: только взгляните, откуда их извлекли!

Шпаны же на просторах старой, богатой и избегающей открытых конфликтов Европы становится с каждым годом всё больше. И не берусь судить, какая страшнее - та, прущая из «дальнего зарубежья», или эта - пролезающая из «ближнего». И своей-то собственной, хоть и не столь многочисленной, - за глаза и за уши хватает.

15 с половиной лет, прожитых нами в XXI веке, не оставляют сомнений: означенная ещё сентябрьскими атаками 2001 года на нью-йоркский WTC тема глобального столкновения мира цивилизованного с миром варварским останется главной темой столетия.

И будет лишь прогрессировать.

Ясно, что в самом уязвимом положении оказалась Европа. Океанами, как Северная Америка или Австралия, она не защищена,

а обходиться с варварами так жёстко, как делает это Израиль, отказывается: негуманно.

Заняв в глобальном цивилизационном конфликте позицию подчёркнуто оборонительную, Европа, однако, на сей день не может гарантировать защиты ни своим гражданам, ни своим культурным сокровищам. И пока этого не произойдёт, радости наши будут очень уж незавидными. Вроде той, что переполняет сегодня Италию.

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх