"Дон Корлеоне" джаза Игорь Бутман: "Возвысить могу, низвергнуть — ни в коем случае"

Марина Сиунова
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Саксофонист Игорь Бутман
Саксофонист Игорь Бутман Фото: Пресс-фото

В Европе саксофонист Игорь Бутман — желанный гость. В Латвии Бутман бывает ежегодно — приезжает на фестиваль World Jazz Festival, который организует вместе с Аркадием Укупником. И каждый раз его концерты становятся событием для ценителей джаза. В телефонном интервью Русскому TVNET джазмен объяснил, с чего лучше начать знакомство с джазом, рассказал о ренессансе жанра в России и ответил на вопрос, какое место импровизация играет в его жизни.

Игорь, поясните, как охлаждение отношений между Россией и Западом сказывается на культурном обмене между странами? Российским музыкантам стало сложнее выступать за рубежом?

Особых сложностей не возникает. Культурный обмен жизненно необходим. Если мы не будем общаться, объяснять свои позиции, пытаться прийти к консенсусу, а будем только обвинять друг друга и верить СМИ — их не всегда объективному взгляду — мы не сможем решить наши проблемы. А есть ли проблемы, о чем мы тогда спорим? Только в диалоге можно понять, кто и что имеет в виду. Были времена, когда люди стрелялись на дуэлях из-за ерунды. Как Д’Артаньян — поругался из-за пустяка с мушкетерами, принял их вызовы на дуэль, а потом они стали лучшими друзьями.

Музыкантам легче: мы вместе можем творить прекрасное. Чтобы успешно общаться, надо уметь слушать и слышать друг друга, а в джазе мы этим занимаемся постоянно.

В недавнем интервью вы говорили, что российские джазмены скоро смогут конкурировать с европейскими, что уровень их мастерства растет. Благодаря чему это происходит?

Я сказал, что российские музыканты скоро войдут в мировую элиту отчасти в качестве аванса нашим джазменам: чтобы они поверили в себя, чтобы не боялись выступать на международных конкурсах и фестивалях и делали это как можно чаще.

Российские музыкальные традиции очень давние, в джазовой музыке это тоже проявляется. В России любят джаз, охотно ходят на джазовые концерты.

Уровень джаза растет и в России, и в Латвии, и в других странах. Благодаря доступности информации в интернете и коммуникации в соцсетях у музыкантов появляется больше возможностей. Поэтому талантливая молодежь охотно идет в джаз, видя, что он становится все более востребованным.

Я сейчас возглавляю в Москве Государственное училище духового искусства. Конкурс в этом году был 168 человек на 32 бюджетных места. Раньше такого ажиотажа не наблюдалось.

Вас называют Доном Корлеоне российского джаза. Вы правда можете возвысить кого-нибудь, или низвергнуть?

Возвысить могу, так как у меня есть авторитет, есть признание. Принизить — ни в коем случае. Кстати, своих коллег по сцене-саксофонистов, ребят, которыми восхищась, я приглашаю выступать на наших фестивалях. Помимо Риги мы проводим 11 международных фестивалей. У меня хорошая команда организаторов, я стараюсь им не мешать.

У вас очень напряженный концертный график. Как вы отдыхаете?

В августе планирую отправиться в отпуск в Италию. Буду плавать в море, отсыпаться, читать, съезжу на экскурсии по окрестностям.

О блюзовом настроении говорят: «Блюз — это когда хорошему человеку плохо». А что бы вы могли сказать о джазе, который исполняете?

Джаз — это когда и хорошему, и плохому человеку хорошо (смеется).

Джаз основан на импровизации. А в вашей жизни есть место импровизации? Часто позволяете себе что-нибудь неожиданное?

С одной стороны это непросто, ведь я уже давно живу, многое для себя открыл. Но чтобы жизнь была нескучной, приходится менять привычки, придумывать что-то новое. С другой стороны, мне интересно просто наблюдать за происходящим, я не люблю слишком активный отдых, меня трудно уговорить пойти в поход, например. А вот сыграть в футбол люблю… И на ЧМ болел за нашу команду, смотрел матчи по телевизору, очень переживал...

В свое время вы даже в “Звездах на льду” выступали!

Да, это был уникальный опыт. На этом проекте я познакомился с замечательными людьми, с фигуристами, понял, насколько сложный вид спорта фигурное катание. И насколько важную роль в нем играет музыка — ведь не под каждую песню можно станцевать.

Знаете, многие джазмены не любят, когда под их музыку танцуют. Они хотят, чтобы вы внимали их интонациям...

Вы тоже не любите?

Я обожаю. Если люди танцуют, значит музыка дает им заряд энергии.

Много ли общего между спортом и джазом?

Конечно, общее есть. Во-первых, соревновательность. Во-вторых: мы все хотим внимания публики. Хотим нравиться, доставлять удовольствие. И нам нужна обратная связь- аплодисменты зрителей. Если мне на концерте хлопают меньше, чем другим, могу и обидеться. С другой стороны, это мотивирует меня сконцентрироваться. Просто так апплодировать вам не будут, нужно унести людей в такую нирвану, чтобы они забыли обо всем.

Музыканты все время должны быть начеку. Ведь мы постоянно заимствуем друг у друга идеи, инкорпорируем их в свои выступления. Конкуренция – стимул для того, чтобы доставить публике еще большее удовольствие.

Что бы вы порекомендовали людям, которые хотят разобраться в джазе, но не знают, с чего начать?

Сейчас разобраться в джазе стало проще. Для начала загуглите «шедевры джаза» и послушайте. Мы же не начинаем знакомство с классикой с музыки Шёнберга, Шнитке, или Пендерецкого, скорее мы будем слушать Моцарта и Бетховена. Мы учимся читать по букварю, а уже потом приступаем к сложным произведениям. Думаю, лучше начать с шедевров, прошедших проверку временем. С композиций Луи Армстронга, Билли Холлидей, Эллы Фицджеральд, Бенни Гудмана — так постепенно дойдем и до Игоря Бутмана.

Какую музыку вы сами предпочитаете слушать?

И джаз, и классику, и рок, иногда и Майкла Джексона могу послушать.

Есть ли у вас любимцы на российской эстраде?

Мне нравится Юрий Антонов — он прекрасный мелодист, очень талантливый. Недавно прослушал альбом Бориса Гребенщикова «Табу», в записи которого принимал участие - тоже понравился.

Рэп не слушаете?

Время от времени. Обычно я слушаю музыку как специалист, ищу материал для своих импровизаций. Иногда стихи рэперов меня увлекают и удивляют.

Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?

Я обычно стараюсь несколько минут побыть один, помолчать и поупражняться на инструменте. Ведь каждый разговор отнимает энергию.

Какой из концертов World Jazz Festival вы бы назвали событием must-see?

Все концерты нельзя пропускать, в этом году программа очень сильная. Каждый из музыкантов — отдельное событие, услышать их можно будет и в концертных залах, на вечеринках, и на джем-сэйшнах.

Знаю, что вы с вашим оркестром поучаствуете в концерте Мишеля Леграна. Что вы чувствуете, играя его музыку?

Я его музыку обожаю с детства, благодаря “Шербургским зонтикам” я вообще полюбил джаз. Этот мюзикл хорошо смотреть без перевода. С Мишелем я познакомился в Нью-Йорке где-то в 1992 году, играл с ним не раз — в Америке и в России, всегда с удовольствием. Но с оркестром его программу мы исполним впервые.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Наверх