Нас обманывают, рассказывая об истиной причине уничтожения латвийского сахара (11)

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

В связи с планируемым закрытием сахарной фабрики, хочу поделиться неофициальной информацией о причинах и методах этих действий. Вопрос о том, что производить сахар было и останется выгодным, затрагивать не буду, это можно прочитать в статьях профессоров Арвида Вилде и Яниса Кактиньша. Причин закрытия сахарной фабрики много и они вместе связаны, но в качестве главной стоит упомянуть аферу масштаба ЕС – т.н. «сахарная реформа».

Смотря поверхностно, ситуация кажется печальной. ВТО (Всемирная торговая организация) требует либерализации сахарного рынка ЕС, прекратив его защиту и позволив на него попасть сахару производителей других стран. По этой причине ЕС проводит реформу, предусматривающую переструктуризацию части производства, выплатив компенсации тем, кто частично или полностью откажется от производства сахара. Вроде бы логично, лучше, чтобы часть производителей перепрофилировалась, нежели позже обанкротилась. Деньги для компенсация планируется брать у предприятий, которые продолжат производство.

Не учитывается только то, что иностранные производители не могут обеспечить рынок ЕС достаточным количеством качественного сахара из-за отсутствия соответствующего производства. Крупнейшая страна-производитель сахара Бразилия планирует существенно увеличить производства биоэтанола для внутреннего рынка, чтобы снизить зависимость от нефтяных продуктов, которые требуют и в дальнейшем потребуют еще больше ресурсов. Также многие иностранные фабрики принадлежат крупнейшим сахарным компаниям ЕС. То, что после реформы можно будет импортировать из других стран в больших объемах – сахар-сырец, который будут перерабатывать те фабрики ЕС, которые продолжат работать. И не надо быть экономистом, чтобы понять – за какую сумму этот сахар будет продаваться, учитывая, что большая часть фабрик будет закрыта или неструктурирована. Это и является настоящей целью т.н. Сахарной реформы – уничтожить конкурентов, усилив монополию договорившихся между собой компаний.

О таком развитии событий договорились производители сахара в Англии, Дании, Франции и Германии. Они создали специальный фонд, внося в него определенные проценты от оборота или прибыли и тратя эти деньги на лоббирование соответствующих законопроектов в ЕС и его странах, на различные «исследования» и информационные кампании и другие цели, о некоторых из которых можно говорить в криминальном контексте.

Из ближайших соседей целью этого картеля является уничтожение или подчинение фабрик Польши и Литвы. Часть литовских фабрик уже принадлежит датчанам, а те, которые не принадлежат, продолжают работать, параллельно развивая производство биоэтанола. Соседи так легко не сдадутся, а мы после первого указания ликвидируем производство. Правда, выдержать давление будущего монополиста нелегко и одной фабрике с этим не справиться, поскольку, если сахарные фабрики продолжат работать, то, скорее всего, на наш рынок начнет в массовом порядке завозиться дешевый сахар. Эта потребительская радость, конечно же, закончится с банкротством местного производства. Поэтому так необходима поддержка государства. Но вместо поддержки мы получили игнорирование, формальные отговорки и даже противодействие попыткам найти оптимальное решение для продолжения производства, и у этого есть свои причины.

Елгавская сахарная фабрика формально принадлежит одной воспитательнице детского сада Йоланте А., которая уже долгое время отдыхает в теплых странах. Реальные владельцы связаны с оранжевой партией, что подтвердила и пресса (например, «Диенас бизнес»). До сих пор производство сахара было прибыльным делом, хотя сама фабрика этих плодов в последние годы не вкусила. Львиную часть прибыли через посредников получили крупнейшие настоящие владельцы фабрики. Из-за «сахарной реформы» и ожидаемого давления картеля сахарное производство больше не обещало столь большой прибыли и за этот минимум еще надо побороться. В то же время, Елгавской сахарной фабрике принадлежит примерно 40 га земли, из них большая часть расположена близко к центру города на берегу Лиелупе, который можно застроить и достаточно быстро получить большие деньги. Если еще за подготовку площадки к строительству заплатит ЕС, то прибыль впечатляюща. Поэтому сахарные фабрики надо закрывать именно сейчас, поскольку позже выплаты ЕС будут меньше.

Другой источник прибыли – компенсации ЕС крестьянам. Большинство крестьян ничего существенного не получат и в лучшем случае обойдутся минимальными потерями. Многие только недавно приобрели новую технику в кредит, скорее всего их ожидает банкротство и потеря хозяйства. Крестьяне, которые большую часть кредитов уже выплатили, еще надеются на отсутствие вседозволенности и готовы продолжить работу. Другое дело – крупные производители сахарной свеклы и большими площадями. В большинстве случаев они уже оплатили свою технику и хорошо заработали. Поскольку компенсации будут выплачиваться из расчета предыдущего объема выращенной свеклы, у некоторых крестьян они составят многие сотни тысяч латов. Быстрые и легкие деньги, которые можно получить, ничего не делая. Среди этих «крестьян» есть и два широко известных, занимающих ведущие посты представителя оранжевой партии.

Один из способов сохранения сахарных фабрик – переструктуировать их, предусмотрев параллельное производство биоэтанола, что со стороны ЕС рекомендуется и поддерживается. Такой шаг был бы логичным и хозяйственным, особенно учитывая планируемое требование ЕС увеличить потребление биотоплива в каждой стране.

К сожалению, реализации такого практического решения мешает неупорядоченный рынок топлива, в результате чего биоэтанол в Латвии в розницу практически невозможно продать, и это несмотря на то, что уже сейчас в силе требование ЕС об обязательном потреблении в Латвии 2% биотоплива. Это требование мы не выполняем и в ближайшее время выполнить не сможем. Предприятия, производящие биоэтанол, вынуждены его экспортировать, но и эта возможность скоро пропадет с началом его производства в Германии. Ответственные государственные лица в этом случае не только ничего не делают, но в неформальных разговорах говорят, что до 2010 года в этом направлении ничего не изменится. Очевидно, известно, какие можно привести отговорки и как обойти без наказания обязательные требования ЕС.

Это могут быть главные причины, почему собираются закрывать обе фабрики. Возможно, что у кого-то из наших олигархов есть и дополнительная договоренность с сахарным картелем ЕС, но об этом сведений нет. В любом случае ясно одно – латвийская элита делает все возможное, чтобы любой ценой закрыть сахарные фабрики, по крайней мере, их действия свидетельствуют об этом.

Представитель руководства Елгавы в неформальном разговоре сказал, что решение о закрытии фабрики приняли «наверху» и его изменить нельзя. В городских коридорах уже циркулируют планы застройки нынешней территории сахарной фабрики, рядом с территорией строительство уже началось.

Руководство Лиепайской сахарной фабрики заявило прессе, что на них давят, чтобы закрыть производство.

Ассоциацию производителей свеклы контролируют крупнейшие производители свеклы, решение о согласии ликвидации отрасли было принято правлением без полного созыва. На запросы сделать это, представители правления формально отказались.

Елгавские рабочие напуганы. После сведений о прекращении производства она начали собираться и думать об организации акций протеста. Чтобы этого избежать, большинство сотрудников распустили по домам (выплачивая зарплату). Дополнительно самым активным грозит увольнение с апреля без компенсаций, большинству обещают годовую компенсацию, а нескольким «активистам», в том числе и представителям профсоюза, обещают компенсации за много лет.

Созданное в большой спешке «исследование», на которое ссылаются властные структуры, говоря о жизнеспособности отрасли, однобоко, неполно и полно грубых ошибок. В нем не предусмотрена возможность производства биоэтанола, не учтено производство сопутствующих сахару продуктов, в качестве аксиомы взят сомнительный тезис об ожидаемом стремительном падении цен на сахар, преувеличена часть расходов, не учтено влияние закрытия сахарного производства на экономику ст раны, игнорируется факт, что сахарная свекла лучше абсорбирует вызывающий тепловой эффект CO2, не рассмотрена возможность производства сахара их сахара-сырца, хотя такой опыт есть, а Лиепая идеально для этого подходит по своей географии. Нигде не упоминается, что, с ликвидацией сахарных фабрик придется ликвидировать и известковую печь, которую используют для производства строительных материалов, также умалчивается о том, что придется снести котельную Елгавской сахарной фабрики, которая отапливает Парлиелупе. Скорее всего, ее придется строить самоуправлению, а оплачивать – местным жителям. Наконец, цифры этого «исследования» сомнительны, поскольку источники данных не указаны. Короче говоря, цитируя одного профессора, «это чисто заказная работа», «это издевательство над наукой».

В свое время нынешние владельцы получили фабрики, обманув людей. По деревням ездили специально обученные люди, в том числе и крестьяне, и рассказывали, что фабрика скоро обанкротится и это – последний шанс продать акции по самой выгодной цене. Большинство поверило и продало, а фабрика вдруг стала очень прибыльным предприятием для своих новых владельцев.

В Елгаве в большой спешке уже начат демонтаж оборудования, работы проводят не сотрудники фабрики, а люди со стороны сомнительной внешности.

Теперь , когда начались акции протеста, представители власти пытаются «убедить» активных участников по одному, повторяя как попугаи сомнительные тезисы о жизнеспособности отрасли, что решение уже принято и ничего сделать больше нельзя, что это решение не государства, а частных предпринимателей и ь.д. В то же самое время, на самые острые вопросы отвечают либо формально, либо уклоняются от ответов.

В прессе прозвучали сведения, что государство готово оплатить долги Елгавской сахарной фабрики, но ни слова о том, что это долг за отопление бывшего государственного предприятия RAF, который частично должна была оплатить фабрика и производители сахарной свеклы.

Также культивируется миф о том, что сахарная отрасль дотировалась и после «сахарной реформы» стоимость сахара станет дешевле. Посмотрим цены на сахар в магазине Stokmann в Риге 25 января:

- Елгавский сахар, белый - 0,69 Ls/кг - Елгавский сахар, высшего качества - 0,93 Ls/ кг - Елгавская сахарная пудра - 1,44 Ls/ кг - Сахар Dansukker* (Финляндия) - 1,20 Ls/ кг - Сахарная пудра Dansukker* (Финляндия) - 3,80 Ls/ кг - Сахар для варенья Dansukker* (Финляндия) - 1,83 Ls/ кг - Сахар для варенья Dr.Oetker (Германия) - 3,10 Ls/ кг - Винный сахар Mullers (Германия) - 1,78 Ls/ кг - Винный сахар RUF (Германия) - 2,48 Ls/ кг - Английский сахар Fruisana (Финляндия) - 3,38 Ls/ кг - Коричневый тростниковый сахар Billington (Мавритания) - 3,38 Ls/ кг - Светлый тростниковый сахар Billington (Мавритания) - 3,38 Ls/ кг *Dansukker – дочернее предприятие Danisco Sugar (Дания)

Очень интересна позиция крестьянской партии, которая хотя бы формально выступает как защитница крестьян, а на самом деле с пеной у рта выступает за ликвидацию успешной отрасли. Интересна потому, что не было слышно, чтобы кто-то из них получил бы хоть какую-то пользу от этой аферы, но формальная ответственность ложится именно на них, как ответственных в Министерстве земледелия. Выглядит, что оранжевые заставили вентспилчан договориться о тесном сотрудничестве. Удивляет только то, что столь опытные политики позволили себя обмануть.

Наблюдая за отношением должностных лиц, действиями и высказываниями, невольно на ум приходит стратегия «крупного кретина», которая, похоже, применяется в крупных размерах почти во всех органах управления. «Кретин» сам по себе ничего существенного сделать не может, даже если захочет. Находясь на управляющем посту он уже сам по себе причиняет большой ущерб, а если «кретин» еще и управляем или подчинен из-за своего прошлого или регулярной прибыли, то он с большим энтузиазмом будет готов делать самые невероятные вещи в интересах своего хозяина.

Стоит также добавить, что сахарную аферу нельзя рассматривать отдельно от нынешних политических событий. Судя по всему, и закрытие сахарных фабрик, и вопрос об Абрене, и лоббирование закона о гомосексуалистах – лишь способ отвлечь внимание от маневров в других серьезных вещах – еще большего усиления валти оранжевой партии, которая продвигает «своих» на все возможные посты, особенно в силовых структурах, и концентрация власти в руках премьер-министра. Если у одной группы будет чуть больше власти, то она неизбежно подчинит себе других, что означает прекращение борьбы между различными группами, что часто дает пользу обществу. Но это также означает, что власть нескольких человек будет приближена к абсолютной и они легко смогут ликвидировать остатки демократии и свободы слова.

В заключении хочу добавить, что протестовать против закрытия сахарных фабрик стоит, даже если высшие чины уже все решили. Будет в этом смысл и после сноса фабрик, если зайдет так далеко. Самое ценное – большое число активных жителей Латвии, вовлеченных в реальную организаторскую работу. Сахар – всего лишь хорошее средство, чтобы сплотить людей и усилить их осознание того, что власть уже давно не принадлежит народу, а узкому кругу людей, которые управляют страной при помощи криминальных методов. Сахарная отрасль – не первая, и не последняя. Большая часть производства уже расхищена, земли проданы, по-прежнему рушится система образования, потихоньку готовится «реформа науки», после которой Латвийская академия наук больше не будет существовать как отдельный орган, и т.д. Печально, но факт – мы уже давно живем в условиях войны, только враги – не чужие, а находятся среди нас, сконцентрировавшись в одном месте.

Сахарная отрасль – один из символов независимой Латвии, который может объединить большое число людей с различными взглядами, а ликвидация сахарных фабрик сравнима со сносом памятника Свободы, чтобы на ее месте построить, например, гостиницу. Поэтому, не позволим разрушить, по крайней мере, не так легко, и не будем бояться высказывать свое мнение сильным мира сего словом и, главное, делом.

Ивар Прусис, общество «За сохранение сахарного производства Латвии»

Перевод TVNET

Комментарии (11)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх