- Попадание в "серый список" может стать смертельным сигналом для инвесторов, особенно в финансовом секторе. Кроме того, это может иметь долгосрочные последствия, и дело не только в том, чтобы вкладывать гораздо больше денег и усилий, чтобы как можно быстрее выйти из списка.
Действовать, работать, чтобы не попасть в "серый список" является вопросом национальной репутации.
За последние годы из Европейских стран туда попала только Сербия.
- Как в настоящее время Латвия выполняет рекомендации Moneyval? С момента закрытия ABLV Bank ситуация улучшилась?
В течение года Латвия добилась значительных успехов в совершенствовании своего законодательства. Например, в закон О предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма несколько раз вносились поправки. По данным Службы финансовой разведки (FID), рекомендации экспертов Moneyval включены в этот закон.
Плюс ко всему в Закон о международных и национальных санкциях Латвийской Республики вступили в силу существенные поправки. Также были приняты поправки к Уголовному закону, например, установка уголовной ответственности за ввоз или вывоз из страны крупной суммы недекларированных или ложно декларированных наличных средств.
Также значительно улучшилось сотрудничество между частным и государственным секторами. О положительном прогрессе этого сотрудничества свидетельствуют значительный объем замороженных средств и количество возбужденных уголовных дел.
- Как FID оценит ситуацию в Латвии - финансовые преступления выявляются в меньшем объеме, чем раньше?
Большая работа была проделана для просвещения субъектов, надзорных органов, правоохранительных органов и других учреждений, связанных с законом о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Мы можем видеть результаты даже с точки зрения замороженных активов.
Однако это не означает, что финансовых преступлений стало больше, просто процент их обнаружения выше.
Общая сумма средств, замороженных за первые 8 месяцев 2019 года, составляет 175 миллионов евро по сравнению с 70 миллионами евро за первые восемь месяцев 2018 года и 34 миллионами евро за первые восемь месяцев 2017 года.