Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs

Пусть горы одежды не похоронят нас!

Фото: Jānis Škapars/TVNET

"Я не хочу быть твоей тряпкой", - из ярко-красного контейнера к прохожим обращается мятая зеленая рубашка, призывая сдать одежду, обувь, подушки и одеяла, которые уже отслужили свое и "засиделись" в шкафу. В течение двух лет с тех пор, как Eco Baltia vide в сотрудничестве с Латвийским зеленым пунктом и другими операторами по обслуживанию отходов реализуют пилотный проект по сортировке пользованного текстиля, было собрано более 2000 тонн текстиля. С 2023 года сортировка текстиля должна стать в Латвии ежедневной практикой.

Летнее платье, в которое тяжело влезть, пробежавшие по тропинкам Гауи кеды со стертой подошвой, вышедшие из моды джинсы, маечка с символикой "Игры престолов", растянутая сумка. Выброшенные в мусорник, эти вещи будут похоронены на полигоне, хотя кому-то в мире они могли бы пригодиться.

  • В Латвии доля текстильных отходов, вывозимых на свалки бытовых отходов, в общем потоке составляет в среднем 3-5%.
  • С 2025 года страны-участницы Евросоюза должны обеспечить разделенный сбор текстильных материалов.
  • Латвия в государственном плане по обслуживанию отходов на 2021-2028 годы выдвинула амбициозную цель: создать в стране систему разделенного сбора текстильных материалов до 1 января 2023 года.

Латвийцы сортируют "слишком хорошую" одежду

Подсчеты Министерства охраны среды и регионального развития (VARAM) свидетельствуют, что инфраструктура различного масштаба (в основном контейнеры) для сбора текстильных отходов доступна сейчас в 60 местах по Латвии. Пока что установка сортировочных контейнеров основывается на добровольной инициативе предпринимателей. Одной из таких является пилотный проект Eco Baltia vide, в рамках которого в сотрудничестве с другими операторами по обслуживанию отходов в Латвии установлено более 100 специальных емкостей по сортировке текстиля. В течение более чем двух лет предприятие собрало больше 2000 тонн пользованного текстильного материала.

Если для жителей Риги, Марупе, Бабите, Сигулды и других территорий под Ригой красные контейнеры по сортировке пользованного текстиля находятся на расстоянии вытянутой руки и сдача текстильных изделий стала ежедневной привычкой, то для большинства городов в других регионах эта практика нова. Некоторое время назад яркие емкости для сортировки текстиля появились в Курземе. "У нас есть партнеры по сотрудничеству во всех регионах за исключением Латгале, где инфраструктура сортировки текстиля может быть создана в будущем году", - рассказывает председатель правления Eco Baltia vide Янис Айзбалтс.

Интерес общества к сортировке ненужной одежды оказался даже неожиданно большим, поэтому руководитель предприятия прогнозирует, что в этом году количество собранного текстиля превысит 1000 тонн.

Через год по всей Латвии будет уже около 1000 таких контейнеров.

  • В ближайшие годы в крупнейших городах операторы по обслуживанию отходов в сотрудничестве с самоуправлениями должны будут обеспечить на 1000 жителей один контейнер по сортировке текстиля, в меньших краях контейнеры должны будут стоять в округе, где проживает 2000 человек.              
  • В целом в 2023 году в Латвии будут доступны примерно 2000 контейнеров по сортировке текстиля.

Каков дальнейший путь пожертвованных вещей? Текстильные изделия, находящиеся в плохом состоянии, к сожалению, попадут в мусор, но большая часть будет рассортирована и поставлена в Африку и Пакистан для повторной носки. Часть будет направлена и на переработку. Небольшая часть поношенных вещей передается на благотворительность.

Фото: Jānis Škapars/TVNET

Почему важно, чтобы текстиль не попадал в мусор? 3-5% хранимого на полигонах мусора - текстильные изделия, а синтетическое волокно, из которого производят 60% текстильных изделий, разлагается в течение 200 лет.

"Мы тревожимся по поводу того, что попавшая в лес РЕТ-бутылка не разлагается десятилетиями, но и наш свитер - та же самая пластиковая бутылка, только в ином виде", - говорит Янис Айзбалтс.

"Камень преткновения - порванная, поврежденная или грязная одежда, которую иногда кто-то выбрасывает в контейнер, однако в целом содержание контейнеров становится все лучше. Янис Айзбалтс рассказывает, что качество сортированного материала растет - люди сдают вещи, которые можно носить, чистые, иногда даже новые. "Если еще недавно на мусорные полигоны попадало 40% сортированного текстиля, то сейчас выбрасывать приходится только 20-25%. Возможно, сначала люди очищали шкафы от вещей, хранившихся десятилетиями, а сейчас сдают уже довольно хорошие вещи - такие хорошие, что в Скандинавии их еще носили бы". Янис Айзбалтс говорит, что, с одной стороны, это радует, но с другой - модель "купил, поносил, выбросил" - не та, к которой стоит двигаться в долгосрочной перспективе, поэтому он призывает перед тем, как выбросить, все-таки задуматься и предложить вещь родственникам и друзьям.

"Мы настолько сильно "ведемся" на fast fashion, что начинаем сортировать, желая поменять на другие, уже слишком хорошие, практически новые вещи".

В странах Балтии производств по переработке текстиля пока нет. Ближайшие находятся в Германии, Нидерландах и Финляндии. "Чтобы создать эффективные объекты по переработке, необходимы стабильные и достаточно объемные потоки, но в Латвии мы не производим так много исходного материала текстиля, чтобы создавать завод по переработке на месте," - поясняют в VARAM.

Фото: Jānis Škapars/TVNET

"В Европе есть несколько заводов, где текстиль перерабатывают и далее используют в мебельном и автомобильном производстве в виде наполнителя для кроватей, диванов, стульев и, соответственно, автомобильных сидений. В свою очередь, переработанное текстильное волокно возвращается на производство текстиля", - рассказывает Янис Айзбалтс. Однако переработка - это только один из возможных путей для пользованного текстиля. Более дружественное окружающей среде решение - дать вещи вторую жизнь в магазинах секонд-хенд. "Если до этого в латвийские магазины пользованных товаров, где представлены вещи из Нидерландов и Великобритании, мы со своим качеством не могли попасть, то теперь ситуация изменилась. Местные торговцы заметили, что качество изменилось, и выражают интерес к вещам, попавшим к нам", - продолжает руководитель предприятия.

Однако пожертвованные жителями Латвии вещи с удовольствием в лавках пользованных вещей видели бы и польские предприниматели, которые говорят, что они настолько хороши, что их буквально "вырывают из рук".

В будущем предприятие планирует открыть и свой магазин пользованных вещей.

Наш текстиль отправляется в Африку и Пакистан

Чтобы проследить за сданным текстилем для дальнейшего рассказа о нем, мы отправляемся в Тукумс - на завод Eco Baltia vide по механической переработке шин - самый современный в Балтии, где находится и центр по сортировке текстиля. В месяц туда попадает около 100 тонн текстиля. В центре работают 20 человек.

В цеху по сортировке текстиля - айсберги и пирамиды одежды, у которых аккуратно сложены и нестандартные вещи - коньки, кастрюли, ковры. У так называемого "шкафа" на возвышении стоит Сармите Клявиня - одна из пяти женщин, цель которых - рассортировать попавший сюда текстиль. Хоп, и ловким движением руки она берет пачку, открывает ее, и оттуда вываливаются чудеса - мятые шорты, зеленая куртка, платье с цветочной росписью.

Фото: Jānis Škapars/TVNET

Легкое, воздушное летнее платье попадает в "африканский сектор", а теплое детское платьице - к вещам, которые отправятся в Пакистан. Одежду Сармите сортирует по инструкции: "В Африку отправляется тонкая, легкая одежда, а детям Пакистана - более теплая". Отвечая на вопрос о самых необычных находках, Сармите смеется: "Порадовали нескольких африканских девушек! Были красивые свадебные платья, которые послали в Африку". Попадались и карнавальные костюмы, которые, надеемся, порадуют детей в Пакистане.

"К нам попадают вечерние платья, необычные туфли с показов", - рассказывает Сармите.

Работа ей нравится - она как творческая, так и позволяет "размяться". "У каждой одежды своя история. Радуюсь, если попадаются хорошие вещи для детей. Если что-то необычное, то показываю коллегам". Минус в такой работе - "некоторые люди - "свиньи" и выбрасывают в контейнер пустые бутылки и прочий мусор". Сармите говорит, что, зная, откуда приехала машина с пожертвованиями, можно предсказать, каким будет качество вещей. Из Марупе и Бабите приходят современные, довольно хорошие вещи, а из сельских регионов - похуже. Удивляюсь большому мешку с носками - кому они пригодятся? Отсылаются в Пакистан и носки.

Сармите рассказывает, что попадаются целые рулоны тканей, от которых, очевидно, избавился "сдувшийся" владелец магазина. В мешках - покрывала, занавески, подушки, кожаные куртки и даже шубы - все, что можно найти в наших шкафах.

Даже обувь без пары кому-то пригодится

Замечаю "Эверест джинсов". Джинсы - одни из врагов планеты, так как на их производство идут огромные ресурсы - чтобы создать одну пару джинсов, необходимо примерно 7000 литров воды. В свою очередь, чтобы джинсы выглядели будто их носили 20 лет, для покраски ткани и отбеливания используются различные химические вещества. Оказывается, что штаны, состояние которых получше, отсылаются в Африку, дырявые - в Пакистан. "У нас есть позиция "одиночки" - обувь, которая по одной", - рассказывает административный руководитель Eco Baltia vide Солвита Парамонова.

"Когда эта обувь попадает в Пакистан, она высыпается в большую кучу. Люди находят два похожих ботинка и носят".

И подушки и одеяла прессуют и отсылают в Пакистан.

На большую груду книг жалко смотреть. Неужели они никому не нужны? Да, книги приравниваются к картону, подтвердила руководитель. Однако есть хорошая новость: немало книг - на русском языке, интерес к которым выразили представители Пакистана.

Солвита говорит, что предприятие открыто для новых идей - если художникам нужны ткани для инсталляций или, например, для пошива сумок, юбок или других творческих выражений, их можно найти в центре - в Тукумсе. "В праздничное время различные вещи у нас просят благотворительные учреждения и детские дома. Они дают список того, что нужно, и мы стараемся подыскать самое лучшее".

За большим текстильным прессом сегодня Каспар. Он привычными движениями складывает одежду, нажимает кнопку, и ткань спрессовывается крепко, как камень.

400-килограммовые кипы пакуются, помещаются в морские контейнеры и раз в две недели отправляются через океан. В одном морском контейнере - до 56 кип.

Летом в цеху по сортировке текстиля - тихий период, так как люди загорают, купаются, катаются на лодках, поэтому ревизии в домашних шкафах не проводят. Наоборот, осенью, когда люди освобождаются от вещей прошлого сезона, сортировка в тукумском цеху набирает обороты, так как объемы поставляемого груза растут. Солвита говорит, что из Риги и Рижского района ежедневно поставляется около 3 тонн текстиля. Из регионов - значительно меньше, однако главное, что радует - люди больше не выбрасывают вещи, у них есть желание сортировать ненужное и передавать для дальнейшего использования или переработки.

Статья создана при финансовой поддержке Латвийского фонда охраны окружающей среды

Фото: logo
Наверх