Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Последствия санкций: Latvijas dzelzceļš обозначило самый плохой сценарий

Железнодорожные цистерны предприятия "Северсталь". Иллюстративное фото
Железнодорожные цистерны предприятия "Северсталь". Иллюстративное фото Фото: PETER KOVALEV / TASS

Газ, нефтепродукты, металл - три большие сферы, санкции против которых ударили и по нашим предпринимателям. Крупнейшие металлопереработчики и строители в Латвии привыкли к низким ценам и выгодным условиям. С годами они стали полностью зависимы от российского гиганта "Северсталь". Передаче Nekā personīga телеканала TV3 известно, что в Рижском порту застряли грузы металла на сумму более чем 100 миллионов евро. 30 предпринимателей пытаются их вернуть. Как подтверждает контролер коммерческих банков, такие исключения допустимы.

В начале марта санкции остановили огромный поток грузов из России. Экспорт в страны Европы полностью прекратила компания "Северсталь", так как в санкционный список был включен ее владелец - Алексей Мордашов. Для европейского рынка "Северсталь" была важна - в год она привозила в Европу 2,5 миллиона тонн металла, что обеспечивало треть всей прибыли - примерно 3,9 миллиарда долларов.

В Латвию везли металлическое сырье разной ширины и толщины. В Риге в компании Severstaļ Distributions по желанию клиентов их разрезали и подготавливали к использованию. Теперь бизнес остановился. В Рижском порту застряли российские грузы металла более чем на 100 миллионов евро. 30 предпринимателей все-таки пытаются вернуть их, отсылая просьбы в МИД, банки, контролерам банков.

Один из самых масштабных латвийских производителей канистр для бензина и огнетушителей, Valpro в Валмиере, использовал "Северсталь", так как поддерживающая режим Путина компания могла предложить столь выгодные условия, что перебить их никто другой не мог. Валмиерчане даже обратились в Комиссию по рынку финансов и капитала (FKTK) с просьбой заключить сделку с "Северсталью".

В Вентспилсе в резервуарах, принадлежащих попавшему под санкции предприятию Дмитрия Мазепина Ventamonjaks, хранится около 40 тысяч тонн сжиженного аммиака.

Это в прямом смысле бомба с часовым механизмом.

Эти химические вещества создают в месте хранения испарения, которые нужно сжигать специальными газовыми горелками. Это осуществляла фирма, обязавшаяся обеспечить хранения аммиака. Однако счета Ventamonjaks арестованы, заплатить за хранение стоимостью почти 300 тысяч евро предприятие не может.

В Латвии санкции болезненно ударили по транспортной сфере. Как подтверждает Министерство сообщения, в Латвии падение объемов перевозимых по железной дороге грузов пока не совсем уж критическое. Впереди еще два активных месяца.

Если не произойдет что-то внеочередное, чего в ситуации войны не прогнозировали, июль или август могут стать моментом, когда Latvijas dzelzceļš полностью ощутит удар санкций. Предприятию дана задача подсчитать возможные расходы.

Самый плохой сценарий - падение объема грузов в размере 85%. Это будет означать, что для содержания инфраструктуры денег не будет и их придется просить у правительства.

Кроме того, в любой момент из оборота могут выйти и локомотивы с дизельным двигателем и со звучным названием "Звезда", которые использует Pasažieru vilciens. Многие из них произведены в 70-е и 80-е годы. Ранее запчасти для движимого состава и архаических двигателей предприятие заказывало в России и Беларуси. Сейчас это сделать нельзя. Недавно была получена последняя посылка с тормозными колодками, которую после введения санкций удалось вернуть в результате переговоров с FKTK.

В данный момент из 22 дизельных локомотивов сломаны три. Ранее они служили как резерв безопасности, если сломается какой-то из старых.

Механики и мастера компании стараются как могут, чтобы обойти дефицит запчастей.

Covid-19 и длящаяся уже 53-й день война сорвали давно обещанную поставку новых пассажирских поездов Škoda. Ранее планировалось, что их по рельсам из Чехии в Латвию перевезут через Беларусь и Литву. Теперь сделать это невозможно. И только на этой неделе первый вагон электропоезда в разобранном виде на грузовике отправили в Чехии из города Остравы в Пльзень. Там его снова соберут и протестируют. Затем опять разберут и повезут в Латвию. Или на грузовиках, или на судне. И так в Латвию придется везти все вагоны и локомотивы. Глава Pasažieru vilciens обещает, что Škoda дополнительные деньги от Латвии за значительно подорожавший логистический каламбур пока не требует. Договором это не предусмотрено.

Однако зависимость от России будет и в этих новых поездах. Как уже сообщалось ранее, российские и белорусские устройства связи, которыми оборудована наша железнодорожная инфраструктура, по-прежнему используются. Неофициально известно, что Россия при помощи этих устройств может видеть практически все курсирующие в Латвии поезда и вагоны. LDz обещает сменить эти устройства в течение 2-3 лет. Но чтобы новые и современные поезда Škoda могли использовать старую латвийскую инфраструктуру, их придется оборудовать произведенными в России специфическими устройствами.

Будет ли приобретение этих устройств возможно во время санкций, неизвестно.

Несколько лет назад на иглу зависимости от России чуть не села латвийская национальная авиакомпания airBaltic. В политических кулуарах прозвучала идея, что она могла бы приобрести построенные в России самолеты Sukhoi Superjet. Однако сделка не состоялась.

Однако значительная зависимость от России возникла у услуги общественного транспорта в Даугавпилсе. Самоуправление приобрело произведенные в Твери трамваи и регулярно покупала на заводе запчасти.

В Latvijas dzelzceļš отметили, что запчасти для произведенных в России вагонов и локомотивов компания сейчас ищет на рынках Германии, Польши, Венгрии, Китая и Индии. Кризис технического состояния вагонам пока что не грозит, в этом году планируется осуществить ремонт 3-4 локомотивов.

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Наверх