Фрейманис: «Шкеле не хочет терять влияние...

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ЧАС

Социолог Айгарс Фрейманис считает, что Андрис Шкеле решил вернуться в «большую политику», потому что не хочет терять своего влияния. «От этого зависит благополучие его бизнеса», - сказал эксперт в интервью «Часу».

Шкеле хочет обезопаситься

- Господин Фрейманис, почему, на ваш взгляд, Андрис Шкеле решил вернуться в большую политику? Он ведь и в качестве рядового члена Народной партии чувствовал себя неплохо...

- Народная партия находится в затяжном кризисе. Многие члены партии, в том числе и ее руководитель Марекс Сеглиньш, восприняли заявление Шкеле о возможности его возвращения с радостью. Они считают, что Шкеле выведет партию из кризиса. Станет панацеей.

Еще до конгресса Народной партии о Шкеле стали говорить как о лидере партии. Этот вопрос уже практически решен.

Сам Шкеле, на мой взгляд, решил вернуться, потому что понимает: потеря политического влияния для него может иметь серьезные последствия. Практически весь его бизнес связан с политическими решениями. Тот же проект по утилизации мусора: для его благополучия необходима поддержка на уровне самоуправлений. А иногда - даже и правительства.

Если Шкеле утратит свое политическое влияние, то его бизнес просто достанется кому-то другому. Он в этом, естественно, не заинтересован. Так что Шкеле просто хочет обезопасить свой бизнес. Для это ему придется играть активную роль в политике.

Второе дыхание

- Но поможет ли возвращение Шкеле Народной партии, рейтинг которой опустился ниже отметки в два процента?

- Думаю, что возвращение Шкеле откроет у этой партии второе дыхание. Возможно, определенная часть электората пойдет «за Шкеле». Сейчас очень сложно прогнозировать, что будет дальше - ситуация в стране сложная и предсказать какие-то тенденции будущего пока очень тяжело. Все партии сейчас живут сегодняшним днем. Никто не загадывает на месяц или год вперед. Но выборы так или иначе заставят шевелиться всех. Начнутся предвыборные кампании.

- Еще не успев вернуться, Шкеле заявил, что хотел бы стать премьер-министром...

- В нашей стране власть, так уже сложилось, ассоциируется именно с этой должностью. Шкеле, как представитель партии власти, естественно, нацелен на эту должность. Но полагаю, что сейчас это заявление было сделано для «внутреннего рынка» - членов партии, конкурентов и в какой-то степени - избирателей.

Шкеле - президент?

- Известный адвокат Андрис Грутупс - человек весьма лояльный к оранжевым, заявил, что Шкеле мог бы стать неплохим президентом...

- Это заявление, полагаю, укладывается в концепцию, продвигаемую Грутупсом уже довольно давно. Он хочет, чтобы Латвия стала президентской республикой. Стране нужен лидер, которым, по мнению Грутупса, может стать Шкеле...

- На ваш взгляд, это возможно?

- Переход Латвии от парламентской к президентской республике возможен. Но пока он рассматривается на уровне академической и политической дискуссии. Эту тему должны изучить историки, юристы, политологи - те люди, которые могут оценить плюсы и минусы. Они понимают, как функционирует президентская и парламентская республика.

Думаю, что при нынешнем парламенте этого изменения не будет. И при следующем парламенте, вероятно, тоже. Сейчас существует большая раздробленность политических сил. И я сомневаюсь, что наши партии объединятся под одним знаменем Конституции ради воплощения этой идеи.

Радужные перспективы «Центра согласия»

- Как вы считаете, «Центр согласия» войдет в состав правительства?

- После выборов в Сейм эта вероятность станет больше. Правые политические партии раздроблены. К тому же назревает новая борьба между ними. Зарождается новая политическая сила, которую возглавит Сармите Элерте. Она уже выступила с острым заявлением: сказала, что необходимо избавиться от старых политических архитекторов. Речь идет о Шкеле, Лембергсе и Шлесерсе. К тому же противоречия есть и между партнерами по коалиции - теми же «зелеными крестьянами» и народниками.

Поэтому возможность того, что правые партии «переступят через свои обиды» и объединятся, мне кажется маловероятной.

Все это открывает хорошие возможности для «Центра согласия». Можно сказать наверняка: «Центр согласия» будет внушительно представлен в следующем парламенте. И он будет иметь преимущества перед другими партиями в вопросе формирования новой коалиции. У него будет «право первой ночи».

Что же касается настоящего момента, то, полагаю, «Центр согласия» сейчас не рвется во власть. Возможно, если экономическая ситуация в стране стабилизируется, он и попытается это сделать до выборов. Но пока об этом говорить рано.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх