На внеочередном заседании Сейма наконец-то решили вопрос с налогами малого бизнеса. Но компромисс, к которому в итоге пришли депутаты - решение временное. Мелкие предприниматели с небольшим оборотом получили послабления сроком на год - и в порядке исключения будут платить в 2017 году микроналог по сниженной, по сравнению со всеми прочими, ставке. Зато обязательных минимальных взносов социального страхования за всех работающих на микропредприятии пока не будет.
Ликвидация откладывается: малый бизнес в «нелегалы» не уйдет (5)
Налог с микропредприятий в общем случае увеличивается до 15 процентов (с нынешних 9 процентов), но при этом предприятия с небольшим оборотом временное послабление все же получили — они будут платить только 12 процентов. Подчеркнем: это касается предприятий, с годовым оборотом менее 7 тысяч евро и пониженная ставка налога будет действовать только в 2017 году.
Тем самым частично удовлетворено предложение оппозиционных партий - «Согласие» и «От сердца Латвии» о меньшей ставке налога для самых мелких предпринимателей. Не прошел предложенный «Единством» вариант, чтобы сами же предприниматели могли выбирали, платить ли им соцналог за всех своих работников плюс микроналог по 5-процентной ставке — или только микроналог, но уже в 15 процентов.
Но для малого бизнеса особенно важно, что от обязательных взносов социального налога за каждого работающего все-таки решено отказаться. Именно с этим, собственно, и связан и последний пересмотр размера ставок микроналога.
С «социалкой» поступят проще: 70,4 процента всех поступлений налога микроналогов направят в социальный бюджет - как раз в качестве взносов обязательного социального страхования. А с 1 января 2018 года — когда временные послабления для «малышей» перестанут действовать - эти отчисления увеличат до 80 процентов микроналога.
За неделю до чрезвычайного заседания Сейма состоялось и у меня несколько разговоров с людьми, в тревоге ожидавшими решения по налогам для малого бизнеса. Сошлюсь на один такой разговор.
«Ну не идиоты ли у нас теперь у власти?» - вздыхает женщина-парикмахер в небольшом рижском салоне. И словоохтливо, подробно говорит о наболевшем, развивая свою мысль: неужели там, наверху, они малый бизнес угробить хотят?..
Ведь с наших микроналогом в бюджет хоть что-то, да «капало», а пожадничают — и предпринимателей снова вынудят уходить в «нелегалы». По-честному ведь концы с концами у нас не сведешь.
Возмущается мастер и далее. «И они еще призывают народ возвращаться в Латвию!.. И что же это им здесь, интересно, делать?..» Изменения в налогах, которые платят микропредприятия, волнует большинство ее коллег. И даже очень волнует! Ведь рабочее место каждого сейчас под угрозой. Мастерам понятно: ни при каком раскладе хозяйке соцналог за всех и каждого не заплатить. Значит, опять - в нелегалы?..
Это парикмахер на месте работает «от» и «до» - человек с улицы может в любое время зайти. А как выходит, например, массажист? Бывает, что через день, а иногда работает только день или два в неделю. Есть запись - массажистка приходит, нет - дома сидит. А ведь
многие маленькие парикмахерские работают уже только «по вызову» - мастера сидят дома, оставив на двери закрытого салона номер своего мобильника...
Пожалуй что у той моей собеседницы есть все основания вздохнуть с облегчением. И смерть многих маленьких сервисов тоже может быть отсрочена - хотя бы на год.
Многие, с кем успели поговорить, не понимают: зачем нашей мудрой власти надо каждый год условия игры менять? Зачем раз за разом все переиначивать?..
Только-только люди поверили, вышли «из тени», стали работать легально. Может, пусть уж сам человек решает, платить ему социальные взносы - или ни на какую «социалку» не претендовать?..
А вот еще одно мнение, обоснованное и авторитетное. Высказал его, выступая по телевидению в одной из программ LNT, Гундарс Берзиньш - декан факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета. Налоги, считает он, это - форма коммуникация государства с обществом. И
тот факт, что у многих латвийцев нет никакого желания налоги платить, говорит об отсутствии доверия общества к государству.
Система налогообложения, по мнению господина Берзиньша, в Латвии слишком сложная, дорого обходится и ее администрирования.
Привел декан и уже традиционное сравнение с Эстонией: если у них на тысячу жителей налогов собирается более 5 тысяч евро, а в Латвии - только 3.8 тысячи.
И это - при том, что у нас администрированием налогов народу занимается несравненно больше.
Если в налоговой системе есть ясность, предсказуемость и удобство - люди готовы платить. Опыт многих стран об этом наглядно свидетельствует. В латвийской же системе налогообложения все не так, она слишком запутанная, она перегружена всевозможными «исключениями» из правил - настолько, что улучшать систему бесполезно, ее надо создавать заново.
Налоговая система, подчеркнул экономист, должна работать на три главных цели - на конкурентоспособность страны, и достижение стратегических целей, например, демографических. И потом только обеспечивать сервисные нужды государства (как оборона, образование, здравоохранение). У нас же, увы, только к последним все и сводится...