Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

Министр: Латвия рискует потерять российские грузопотоки, но Rail Baltica нужна

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: LETA

По признанию министра сообщения Анри Матисса, в случае введения новых экономических санкций Россия наверняка переориентирует свои грузы в обход Латвии, и тогда транзитная отрасль рискует сильно пострадать. Однако дорогостоящую магистраль Rail Baltica, которая никак не связана с российским транзитом, строить, по его убеждению, нужно обязательно — она несет в себе большой политический смысл, - сообщает rus.lsm.lv.

«Если ситуация ухудшится из–за новых экономических санкций, такой сценарий весьма реален, — сказал Матисс в утреннем эфире LTV7. — Через Латвию и Балтию идет незначительная часть российских продуктов, и для нее это большого значения не имеет.

Мы же со своей стороны сделаем всё, чтобы сохранить этот транзитный коридор,

и мы имеем шансы этого добиться, потому что он России выгоден. Это — кратчайший путь экспорта. Конкурентоспособные тарифы, сроки и качество перевалки — всё это мы можем предложить».

Недавно мэр Лиепаи Улдис Сескс выступил с заявлением, что вместо строительства новой ж/д магистрали Rail Baltica Латвии лучше следовало бы заняться проектом электрификации уже имеющихся железных дорог. Матисс пояснил, что это в данных условиях совершенно нереалистично:

«Какой смысл электрифицировать, если не будет грузов? Впрочем, электрификация все же будет, хотя и позднее.

Проект Rail Baltica важен политически, для соединения Балтии с Западной Европой,

и он не исключает других проектов реорганизации железной дороги. За те деньги, которые нам выделяют, его, конечно, нужно построить. Но эти деньги мы просто не можем перенаправить на электрификацию».

Проект развивается успешно, заверил политик: в октябре, как известно, был подписан договор о создании СП в Риге, под латвийской юрисдикцией.

«Следующий этап — подготовить и подать в начале следующего года заявку на получение европейского финансирования. Параллельно идет расчет маршрута, идут дискуссии вокруг этого. В публичном пространстве много говорится о том, что в аэропорту тоже должно быть подключение, и т.д.», — сказал Матисс.

Отметим, именно маршрут будущей магистрали вызывает самые жаркие дебаты. Предприниматели настаивают, что трасса Rail Baltica должна выходить к Рижскому порту, а также иметь ветку для сообщения с Рижским аэропортом.

Сама идея строительства новой железной дороги с юга на север тоже многими воспринимается скептически: в Латвии традиционно все грузопотоки двигаются в перпендикулярном направлении, восточно–западном. На эту неувязку указывал еще Айнар Шлесерс в бытность главой Минсообщения на ранних этапах обсуждении проекта Rail Baltica.

Как заявил ранее в эфире Латвийского радио 4 экономист Вилнис Закревскис,

этой магистрали следовало бы соединять Латвию с Россией и Белоруссией, а не с Евросоюзом,

поскольку основной грузопоток в нашу республику идет именно с востока. Основная часть грузов, поступающих в Латвию по железнодорожными путям, приходится на российский уголь.

«Зачем вкладывать такие колоссальные деньги для транзита с юга на север и обратно, если грузопоток на этом пути к моменту предполагаемой реализации проекта — 2020 году — будет, как минимум, вшестеро меньше того, что идет к нам с востока?», — недоумевает Закревскис.

Кроме того, проект, по мнению экономиста, плохо просчитан, поэтому дорога вполне может оказаться никому не нужной после реализации значительной части работ. Настораживает и дороговизна: несмотря на то, что 85% стоимости покроет ЕС, Латвия не может позволить себе даже те 15% от расходов на строительство, что ей предстоит покрыть за свой счет.

«Гораздо эффективнее было бы использовать данные деньги на исправление ситуации с уже существующими путями, которые сейчас активно используются для транзита грузов с востока, но находятся не самом в лучшем состоянии», — сказал Закревскис.

Наверх