Проект развивается успешно, заверил политик: в октябре, как известно, был подписан договор о создании СП в Риге, под латвийской юрисдикцией.
«Следующий этап — подготовить и подать в начале следующего года заявку на получение европейского финансирования. Параллельно идет расчет маршрута, идут дискуссии вокруг этого. В публичном пространстве много говорится о том, что в аэропорту тоже должно быть подключение, и т.д.», — сказал Матисс.
Отметим, именно маршрут будущей магистрали вызывает самые жаркие дебаты. Предприниматели настаивают, что трасса Rail Baltica должна выходить к Рижскому порту, а также иметь ветку для сообщения с Рижским аэропортом.
Сама идея строительства новой железной дороги с юга на север тоже многими воспринимается скептически: в Латвии традиционно все грузопотоки двигаются в перпендикулярном направлении, восточно–западном. На эту неувязку указывал еще Айнар Шлесерс в бытность главой Минсообщения на ранних этапах обсуждении проекта Rail Baltica.
Как заявил ранее в эфире Латвийского радио 4 экономист Вилнис Закревскис,
этой магистрали следовало бы соединять Латвию с Россией и Белоруссией, а не с Евросоюзом,
поскольку основной грузопоток в нашу республику идет именно с востока. Основная часть грузов, поступающих в Латвию по железнодорожными путям, приходится на российский уголь.
«Зачем вкладывать такие колоссальные деньги для транзита с юга на север и обратно, если грузопоток на этом пути к моменту предполагаемой реализации проекта — 2020 году — будет, как минимум, вшестеро меньше того, что идет к нам с востока?», — недоумевает Закревскис.
Кроме того, проект, по мнению экономиста, плохо просчитан, поэтому дорога вполне может оказаться никому не нужной после реализации значительной части работ. Настораживает и дороговизна: несмотря на то, что 85% стоимости покроет ЕС, Латвия не может позволить себе даже те 15% от расходов на строительство, что ей предстоит покрыть за свой счет.
«Гораздо эффективнее было бы использовать данные деньги на исправление ситуации с уже существующими путями, которые сейчас активно используются для транзита грузов с востока, но находятся не самом в лучшем состоянии», — сказал Закревскис.