Не говори другим, что готовишься к "часу икс"! (2)

интервью с сотрудником спецотряда "Омега"
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Valsts policija

Госполиция призывает присоединиться к команде "Омега" и получить возможность самостоятельно развиваться и реализовать себя, заботясь при этом о безопасности Латвийского государства. Принимая во внимание тот факт, что большинство достижений "Омеги" остаются в тайне, TVNET пригласил на разговор представителя спецотряда (имя его мы назвать не будем), чтобы распросить о том, как работает "Омега", а также о том, как его занятие воспринимают близкие.

Что такое "Омега" и чем она занимается?

"Омега" - антитеррористический отряд, который находится в составе Министерства внутренних дел. Это единственный отряд, имеющий статус антитеррористического. Кроме того, мы включены в сеть антитеррористических отрядов ATLAS, в составе которого активно работают подразделения правоохранительных органов специального назначения высшего уровня, которые вместе тренируются, участвуют в международных учениях, а также сотрудничают со всеми отделениями спецподразделений, к примеру, снайперы, эксперты по взрывному проникновению и т.д. "Омега" будет реагировать, если уже произошел теракт, также отряд привлекают в случаях превентивного задержания террористов.

Большая цель того, чем мы занимаемся ежедневно - "час икс", когда произошел теракт. Слава богу, этот час еще не настал. При этом терактов исключить нельзя. Пока этот час не пришел, мы задерживаем опасных и особо опасных преступников, кроме того, проводим операции по задержанию, имеющие повышенный риск, где должны быть очень высокие скорости.

Что можно понять под повышенными рисками? Вооруженные люди и тому подобное?

Да, это вооруженные люди. К примеру, в СМИ можно увидеть - недавно была информация о задержании автотранспорта, за рулем которого были опытные автоспортсмены, которые действительно хорошо ехали. Задержание такой машины - операция высокого риска. И более, чем понятно - преступники добровольно не остановятся, особенно, если они находятся в украденном транспортном средстве.

Фото: Valsts policija

Принимая во внимание, что никогда нельзя предусмотреть, куда поедут воры на машины, обычно задержание динамично. Это скорость, мощные машины, различные ситуации высокого риска. 

Если можно открыть - сколько в "Омеге" людей?

К сожалению, такие вопросы - государственная тайна, нельзя раскрывать ни место дислокации, ни человеческие ресурсы, ни зарплату. В то же время, мы относительно компактная группа, который высоко специализирована, хорошо обучена. Однако более подробную информацию про личный состав раскрыть не могу.

Может быть можно описать рабочие будни - пришли на работу, чем занимаетесь?

Как и у всех спецподразделений вмешательства, главная составляющая часть нашей ежедневной работы - тренировки, подготовка к часу Х. Ни в одном другом подразделении Госполиции так много времени обучению не посвящают. У нас очень много международных учений. Учения проходят преимущественно за рубежом, но иногда получается, что такие учения организуем мы. К примеру, несколько лет назад были учения по захвату заложника на корабле, к которым мы привлекли иностранные спецподразделения вмешательства, вместе шли и наносили удар, чтобы освободить заложников.

Фото: Valsts policija

В целом, ежедневная работа - это тренировки: физические тренировки, тренировки спецнавыков, курсы стрельбы, альпинизма, курсы вмешательства или бричинга, реализация навыков водолаза, езды и других. 

Говоря о физических тренировках, это какие-то боевые искусства?

Если смотреть на спецотряды в целом, то есть два главных направления: первый - кикбоксинг, второй - ММА, джиу-джитсу с техникой ударов и заломов. По-сути, то, что все пытаются делать - интегрировать, чтобы была как техника ударов, так и техника заломов. Если смотреть в целом, то центральный аспект - ММА, который наделен различными другими вещами.

Говоря о технике задержания, если раньше у каждого спецподразделения она была совершенная отдельная, то сейчас - в составе ATLAS ее хотят сделать целой, создать единые стандарты. И наши инструкторы очень много гостят за рубежом, пытаются перенять практику, централизовать технику.

О единых стандартах. Относятся ли они и на вооружение и экипировку?

Фото: Valsts policija

Нужно признать, что до этого момента, я думаю, года три-четыре назад, вооружение у нас сильно отличалось. К примеру, немецкий GSG9, который котируется как один из сильнейших спецотрадов, был вооружен в несколько раз лучше. Сейчас отличия уже минимальны. Если посмотреть на индивидуальную экипировку - форму, оружие, устройства ночного видения - это у нас в Европе достаточно достаточно продвинуто. Могут отличаться модели - кто-то использует Heckler & Koch, другие - FN SCAR, но в целом вооружение у нас на очень хорошем уровне.

Второй момент - экипировка группы: у Германии есть вертолет, у них куда больше возможностей использовать вооруженную технику, мы в этом аспекте не так сильны.

Описание видео:

Семь стран ЕС на прошлой неделе провели крупнейшие учения спецподразделений Европы "Atlas Common Challenge 2018", в которых участвовали 38 спецотрядов, среди которых была и "Омега".

"Омега" в сотрудничестве с польским BOA, литовским ARAS и эстонским K-Komando в Польше, Варшаве, разыграли сценарий освобождения заложников в метро, в котором террористы в поезде захватили 500 человек.

В учениях участвовали спецотряды нескольких стран, которые разыгрывали семь различных сценариев в семи странах ЕС.

Фото: Valsts policija

Понятно, что "Омеге" необходимы люди с очень хорошим здоровьем. Как с проверками здоровья?

Здоровье у нас должно быть на уровне А1. Это означает - если есть 20 кандидатов, то, в среднем, шесть из них медкомиссию не пройдут.

Проверяется ли психологическое здоровье, и если да, то как?

Его проверяют, но это интегрированное мероприятие. Одно дело - психологическое тестирование, которое проходит на двух уровнях, первый - в поликлинике МВД, где оценивают, здоров ли человек душевно. Второй уровень - соответствуют ли личные особенности человека конкретной должности.

Принимая во внимание, что у нас несколько отделов, более чем понятно, что то, каким должен быть штурмовик, отличается от того, каким должен быть, к примеру, снайпер. Снайпер должен быть более взвешанным, немного более мудрым, продуманным, терпеливым. В свою очередь штурмовик должен быть более активным, уверенным, немного склонным к риску и вызову. Конечно, склонность должна быть контролируемой.

После прохождения тестов у нас есть еще один отбор, на котором проходят, к примеру, тесты на фобии - высота, узкие помещения, взрывы, собаки, темнота, столкновения с агрессивно настроенным лицом, которое нужно задержать. В результате этих проверок мы понимаем, есть ли у человека фобии. При этом подозрения могут возникнуть и в случае, если человек абсолютно не боится высоты, это означает, что он не сможет оценить опасность.

Есть также еще одна важная дисциплина - принятие решений. Всего отбор длится три дня. В первый день - физические нормативы, чтобы проверить, находится ли кандидаты в минимально необходимой физической кондиции, чтобы начать процесс отбора. Во второй, третий день мы не ищем спортсменов, любой человек, желающий присоединиться к отряду, будет помещен в обстоятельства усталости и стресса. Тогда есть вопросы - выполнит ли этот человек приказы, насколько он эластично, креативно подойдет к решению ситуации. Вопрос не только в том, смогу ли я уставший пробежать с рюкзаком, но и в том, какие решения я приму, насколько точно буду выполнять данные команды и смогу ли эластично выйти из проблемных ситуаций, которые создаются во время отбора.

Фото: Valsts policija

Значит люди, которые хотят присоединиться к "Омеге", могут и не быть очень хорошо подготовлены физически, им нужно быть больше готовыми психологически?

Это и есть то, на что мы обращаем внимание, мы не ищем спортсменов. Мы ищем здоровых людей, развитых физически. Но как спортсмены - вопрос, действительно ли нам нужны чемпионы. Чемпионы - они сами за себя, нам нужен командный игрок, способный больше интегрироваться в команду, в отряд. У нас не было заданий, которые нужно выполнить одному человеку. В принципе, все, что у нас есть - это координированное сотрудничество, и только в результате него мы можем чего-то достичь.

Спортсмен может быть действительно не тот, кого мы ищем. Если посмотреть вокруг, у нас есть люди, которые работали в офисе, со степенью магистра в юриспруденции, у нас есть люди с психологическим образованием, так как у нас есть специализация ведения переговоров. Кроме того, у нас есть люди из Латвийской спортивной педагогической академии, из колледжа Госполиции. У нас есть люди с различным бекграундом, но редко кто был профессиональным спортсменом, все - те, кому просто нравится заниматься спортом.

Есть ли в отряде женщины?

В отряде есть женщины. Есть женщины, которые шли на отбор в боевики и этот отбор прошли. Преимущественно, женщины после отбора выбирают другие специализации - не штурмовые, а, к примеру, ведение переговоров, где точно необходимы и женщины. То, какой человек ведет переговоры, зависит от того, с кем и необходимо вести.

Можно ли процентуально разделить - сколько в отряде женщин, сколько мужчин?

Конечно, мужчин больше, особенно среди штурмовиков, это, хочешь или нет, мужской коллектив. Женщины чаще выполняют административные функции. При этом наша позиция - если когда-то считалось, что женщина ни в коем случае не может быть в антитеррористическом отряде, то сейчас - если женщина может выполнять функции, которые выполняет боевик, то вперед. Понятно, что женщинам приходится использовать и так тяжелые шлем, бронежилет, нужно носить автомат и остальную экипировку.

Почему Вы решили, что хотите быть в отряде?

Я в отряде - переговорщик. Все детство думал, что пройду служить в армию, но жизнь повернулась так, что пошел учить психологию. И снова жизнь повернулась так, что мне пришлось при создании научной работы контактировать переговорщиком в "Омеге", и через две недели я получил приглашение - приходи, поучаствуй в отборе.

Сначала мне казалось это абсолютно невозможным, несмотря на то, что всю жизнь тренировался, никогда не думал, что попаду в "Омегу". У меня была иллюзия - чтобы попасть в "Омегу", нужно быть высококлассным спортсменом, у которого нет никакого инстинкта самосохранения, который может, не знаю, спрыгнуть с 11 этажа без страховки.

В конце концов, на удивление, отбор прошел.

У тебя наверное есть семья, родственники, друзья. Что они думают о твоем занятии?

Моя семья, знакомые и друзья знают, что я в полиции - это информация, которую я могу разглашать, но они не знают, чем именно я занимаюсь.

В целом, у жены возражений нет - это мужская профессия. Конечно, случаются вызовы ночью, нельзя до конца спланировать время, нельзя все время положиться, что именно я заберу ребенка из детсада или ребенка из школы. Нельзя знать, не позвонит ли кто и не вызовет ли на работу во время посещения театра. С этим надо считаться - у каждой профессии свои минусы.

Фото: Valsts policija

Бывает ли страшно на заданиях?

Бывали ситуации, когда проводилось задержание высокого риска. Когда действительно перед выполнением задания крестишься, но, несмотря на это, нужно идти вперед, в конце концом мы этому тренируемся. В любом случае, если приходит час Х - страх будет, однако его можно преодолеть.

Как справляешься со стрессом?

Есть коллектив, с которым можно поговорить, так как дома о рабочих делах, стрессе, операциях по задержанию говорить не будешь. Важно то, что после каждой операции проходит так называемый брифинг, во время которого анализируются ошибки. После этого, если идем отдыхать, поиграть в настольный теннис, сходить в сауну, - хочешь не хочешь - говорим о том, что было, так как во время задержаний не раз случалось, что под угрозой находилась жизнь коллеги, к примеру, автотранспорт почти сбил коллег, преступники могут использовать и огнестрельное оружие.

Но, если мы честно посмотрим на риски, к примеру, патрульной полиции, то они не меньше. Мы всегда хорошо экипированы и всегда имеем преимущество. Удачная операция по задержанию, хорошо спланированная операция - та, в которой максимально предотвращены все возможны риски и вовлеченные силы полиции достаточны, чтобы исключить сопротивление задерживаемых лиц.

Мы всегда идем с преимуществом, наше вооружение, экипировка будут лучше, чем у лица, которое мы задерживаем. В свою очередь, если мы посмотрим на "регулярного полицейского", то они выезжают на вызовы часто вдвоем и лишь примерно знают, что там произошло.

Таким образом - да, у нас работа высокого риска, но я не думаю, что у остальных полицейских риск значительно ниже.

Понятно, что действия "Омеги" связаны с гостайной, но может быть все-таки можно набросать немного "достижений"?

Да, это государственная тайна. Могу только сказать, что периодически в Латвии происходят похищения людей, в том числе были ситуации с похищениями, когда задерживались и местные и международные преступные группировки, связанные с похищением людей или содержанием их в неволе.

Кроме того, мы помогаем задерживать лиц, связанных с финансовыми преступлениями. Сейчас важно задержать людей так, чтобы не были уничтожены важные доказательства, задержания должны происходить по возможности быстрее - с помощью комбинации нескольких кнопок можно уничтожить все данные, поэтому задержания должны происходить молниеносно.

Мы также работаем, когда в государстве происходят мероприятия большого масштаба, к примеру, визит Папы римского. Это означает, что наш отряд должен быть готов реагировать, в том числе снайперы должны находиться в стратегически важных местах. И наши саперы, кинологи проверяли определенные маршруты и работали максимально, чтобы предотвратить все риски.

Принимая во внимание, что вы хотите видеть в своих рядах молодых людей, какие у вас установки по отношению к возрасту?

То, на что смотрим, это лица в возрасте от 20 до 30 лет, с первым уровнем высшего образования. После 30 лет физические нормативы можно выполнить как и в 20 лет, однако нужно понимать, что возможности восстановления снижаются. В то же время возраст "не обрезан ножом".

Сообщается, что Госполиция призывает присоединиться к команде "Омега" и получить бесценную возможность самостоятельно развиваться и реализовывать себя, заботясь при этом о безопасности Латвийского государства.

Действующие бойцы антитеррористического отряда Госполиции высоко оценивают динамичную и интересную работы в команде "Омега" и готовы принять в себе в семью новых членов! Поэтому не важно, чем ты сейчас занимаешься, - чем быстрее запишешься, тем быстрее сможешь выяснить, готов ли ты заботиться о безопасности Латвии, быть в составе "Омеги", информирует Госполиция.

Любой боец спецотряда изначально готовится к выполнению функций штурмовика. В дальнейшем, на службе у бойца есть возможность реализовать себя в широком спектре специальностей уже в зависимости от своих возможностей и талантов.

Комментарии (2)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх