По мнению Госкассы и Совета по фискальной дисциплине, долг не следует наращивать более 50% от внутреннего валового продукта, даже несмотря на то, что Маастрихтский критерий определяет 60%-й предел. "У нас до 60% фактически есть его резерв. Но надо понимать, что в среднем один серьезный кризис и этот долг растет на 10%. Это означает, что мы еще один кризис выдерживаем, а потом уже перейдем за предел", - добавляет Аболиньш.
При этом в видении кредитных рейтинговых агентств уже наметился определенный скепсис. Летом агентство S&P Global понизило рейтинг Латвии с A+ до A, а агентство Fitch в этом месяце понизило прогноз на будущее. Из четырех агентств у него единственного до сих пор оставалось позитивное видение будущего Латвии, но теперь и оно оценило его как стабильное.
Аболиньш отметил: "Это само по себе не оказывает существенного влияния. Но, конечно, если в будущем будет принято решение уже о снижении рейтингов... Fitch дает нам рейтинг в так называемой категории А (А-). Один шаг ниже, и мы уже попадаем в категорию B".
Из-за общих процентных ставок расходы по займам и так выросли. В следующем году только в процентах будем платить полмиллиарда евро, что в три раза больше, чем еще два года назад. Это расходы, которые, как следствие, мы не можем направить на другие свои нужды. Например, в бюджете следующего года так и не выделили запрошенные 98 млн евро на уход за детьми, пособие по рождению и другие меры поддержки семьи; Минздраву не выделили восемь млн евро на улучшение доступности семейных врачей в регионах, а, например, Министерству образования - 41 млн евро, которые оно дополнительно требовало на финансирование школ.