«На этих 20 квадратных километрах земли приватизированы многие земли, и нам неясна ситуация этого исключения по отношению к Latvijas gāze, которому Кабмин поручил приватизировать землю. У нас есть право первой руки, и мы эту землю используем в хозяйственной деятельности», - говорит пресс-секретарь Latvijas gāze Винсент Макарис.
В отказе в приватизации причина указана: «По Гражданскому закону и закону о земных недрах, землевладельцу принадлежит и поверхность земли, и воздух над ней, и земные слои под ней». Однако, согласно Закону об энергетике,
подземная часть газохранилищ должна быть в государственной собственности.
В решении Окружного административного суда от 28 мая 2013 года сказано: «Суд постановляет, что в случае, если заявитель [Latvijas Gāze] в результате приватизации получил бы земли (..) то заявитель получил бы и подземные принадлежащие государству газохранилища. Однако это противоречит 20-й статье Закона об энергетике».
На самом деле LG принадлежит много земли над Инчукалнским хранилищем, но компания говорит, что ее цель не состоит в том, чтобы выкупить всю землю. Да это и невозможно из-за большой территории.
Эксперты же не сомневаются, что LG, чьими акционерами являются немецкие и российские компании, принадлежат все земли, подземные технологии и буферный газ в Инчукалнсе.
Но, следуя логике постановления суда, право на природные образования могут получить все, кто владеет землей над хранилищем. И таковых насчитывается полторы тысячи человек, в основном — частные лица.