На этой неделе суд рассмотрит отказ в приватизации самого крупного участка земли Latvijas gāze. Было бы наивно верить, что компания хочет получить эти земли лишь как заботливый хозяин, а не ради укрепления своих прав собственности на Инчукалнское газохранилище в случае любого судебного разбирательства, поясняет LTV в телепепредаче De facto. А вероятность появления исков весьма высока, поскольку срок монополии компании подходит к концу.
Инчукалнское газохранилище вдруг понадобилось всем
В контексте возможных санкций против России сейчас широко обсуждается и то, как эти санкции отразятся на Латвии, в том числе в энергетическом секторе. Политики много чего наговорили об Инчукалнском газохранилище — премьер-министр Лаймдота Страуюма сообщила: газа Латвии хватит на три года, при этом, правда, забыв упомянуть, что он не принадлежит Латвии, а после зимы хранилище наполовину пустует, и запасы газа пока не пополняются.
В свою очередь, по мнению министра экономики Валдиса Домбровскиса, деньги европейских фондов в хранилище лучше не вкладывать, поскольку фактически оно принадлежит Latvijas gāze.
Заявление Домбровскиса противоречит словам экс-министра экономики Артиса Кампарса, утверждавшего, что хранилище является государственной собственностью.
Искать уникальных владельцев Инчукалнского газохранилища заставляет не только напряженность в регионе, но остающиеся пока без внимания судебные разбирательства между Latvijas gāze и Приватизационным агентством, отмечается в передаче. Компания подала в суд на агентство, так как оно не разрешило приватизировать земли над газохранилищем. Речь идет о 60 га, на которых находятся здания Latvijas gāze.
«На этих 20 квадратных километрах земли приватизированы многие земли, и нам неясна ситуация этого исключения по отношению к Latvijas gāze, которому Кабмин поручил приватизировать землю. У нас есть право первой руки, и мы эту землю используем в хозяйственной деятельности», - говорит пресс-секретарь Latvijas gāze Винсент Макарис.
В отказе в приватизации причина указана: «По Гражданскому закону и закону о земных недрах, землевладельцу принадлежит и поверхность земли, и воздух над ней, и земные слои под ней». Однако, согласно Закону об энергетике,
подземная часть газохранилищ должна быть в государственной собственности.
В решении Окружного административного суда от 28 мая 2013 года сказано: «Суд постановляет, что в случае, если заявитель [Latvijas Gāze] в результате приватизации получил бы земли (..) то заявитель получил бы и подземные принадлежащие государству газохранилища. Однако это противоречит 20-й статье Закона об энергетике».
На самом деле LG принадлежит много земли над Инчукалнским хранилищем, но компания говорит, что ее цель не состоит в том, чтобы выкупить всю землю. Да это и невозможно из-за большой территории.
Эксперты же не сомневаются, что LG, чьими акционерами являются немецкие и российские компании, принадлежат все земли, подземные технологии и буферный газ в Инчукалнсе.
Но, следуя логике постановления суда, право на природные образования могут получить все, кто владеет землей над хранилищем. И таковых насчитывается полторы тысячи человек, в основном — частные лица.
Бывший государственный секретарь Министерства экономики Юрис Пуце объясняет, что в случае потенциальных судебных разбирательств нужно будет оценивать обе нормы, учитывая, что поправки к Закону об энергетике были приняты после приватизации LG.
Но государство не до конца определило границы хранилища. В законе предусмотрена возможность определения ограничений на право собственности на государственных участках земных недр. Для этого нужно принять соответствующие постановления правительства, но по Инчукалнсу этого сделано не было. Поскольку это ограничит права владельцев земель, им бы полагалась единоразовая компенсация. Ее нужно было бы дать пользователю хранилища - Latvijas gāze. Но приватизационный договор компании не предусматривает такие платежи до 2017 года. И, как указывает компания, это бы отразилось на тарифах.