Во время кризиса Covid-19 одной из наименее защищенных групп являются безработные, у которых в отличие от получателей пособий по простою, которые также сидят без работы, но по-прежнему находятся в трудовых отношениях, пособие мельчает, частично больше не полагается вообще или скоро перестанет выплачиваться, сообщает передача De Facto Латвийского телевидения.
Работу найти все сложнее, пособия мельчают. Во время кризиса Covid-19 о безработных забыли? (4)
В то же время уровень безработицы после обнадеживающей осени снова растет. В этом году в январе было зарегистрировано 72 612 безработных, годом ранее - 58 832.
Министерство финансов по-прежнему констатирует, что в цифрах безработица оценивается как умеренная. Однако взгляд только на статистику усыпляет. Мимо проходит, что в этой группе снижается поддержка, тогда как нормальную работу во время кризиса найти не получается. Госагентство занятости (NVA) признает - вакансий меньше.
"Конечно, количество рабочих мест снизилось. Если мы посмотрим на актуальные вакансии, то на самый конец 2019 года их было 30 тысяч, сейчас - 14 тысяч. Это в два раза меньше. Если нет вакансий, то и трудоустройство зависит от этого прямым образом", - отметил старший эксперт отдела управления и развития клиентского сервиса NVA Андрис Маскалев.
Пожелав остаться анонимным, специалист по маркетингу в бизнесе организации мероприятий, потерявший работу в мае, рассказал De Facto, что разосланные CV уже сложно сосчитать. "В большинстве нет ответа. Ситуация изменилась, и предприятия очень нехотя отвечают. Единственный ответ, который мне пришел - только сейчас (можно подсчитать, сколько времени прошло с мая), и он от LMT. Остальные фактически не посчитали нужным что-то отвечать. Другие коллеги рассказывали, что ситуация похожая, так как определенно есть большой спрос [на рабочие места]", - сказал он.
Быть без работы с мая - это означает сейчас остаться и без пособия по безработице, так как его выплачивают восемь месяцев. Кроме того, каждые два месяца снижается его объем, пока в последние два месяца не выплачивают 45% от суммы, выплаченной в первые два. Кроме того, во время кризиса Covid-19 четыре месяца после этого безработным выплачивают 180 евро. Но и эта возможность уже частично использована.
С марта такое пособие было выделено более 13 000 безработным, свидетельствуют данные Госагентства социального страхования, у 4500 из них четырехмесячный период уже закончился. По прогнозам Минблага, безработица будет только расти. Но о том, надо ли что-то менять в поддержке безработных, там начали думать только сейчас.
Министр благосостояния Рамона Петравича указала, что одним из вариантов может быть продление периода пособия по помощи безработным в размере 180 евро. "Но в то же время людей мотивируют идти на курсы Госагентства занятости, менять профессию и не надеяться, что все вернется на старые рельсы. Все-таки мы будем в немного иной реальности", - добавила она.
Министерства благосостояния и экономики, перепланируя предложения программ обучения, пытаются прогнозировать, что может быть нужным вместо разрушенных сфер. Директор департамента политики рынка труда Минблага Имант Липскис указывает, что уже после наступления кризиса Covid-19 в мае-июне были пересмотрены программы обучения.
"Сфокусировались на обрабатывающей промышленности, информационных технологиях и строительстве. И транспорт с логистикой еще оставили. Но гостиничный бизнес и туризм все-таки немного откладываем. К этим программам вернемся тогда, когда вернется рост", - пояснил он.
Изменения намечаются и в самой системе - планируется ввести обязательную оценку того, что безработный действительно не знает, а не изучать, что он знает или ему кажется интересным, оцениваться будут и реальные, а не выдуманные нужды предприятий, указывает Минэкономики. Такое тестирование, скорее всего, начнется осенью, но уже сейчас можно получать цифровые знания, которые пригодятся в любом случае.
"Часто звучит: вы только задумайтесь - воспитательница детсада теперь будет программистом? Цифровые навыки - не программирование. Цифровые навыки - это, например, и то, что мы сейчас делам - конференции в Zoom, удаленная работа. (...) На дальнейшем этапе это программное обеспечение, обмен информацией, и тогда уже далее это связано с обработкой данных", - сказал заместитель госсекретаря министерства Раймонд Алексеенко.
Организация обучения сейчас сложна, так как очные практические занятия исключены. Однако повышение квалификации сейчас может играть решающую роль. Госагентство занятости заметило - с ростом конкуренции на одно рабочее место растет и число "длительных" безработных. Маскалев поясняет:
"Для тех групп, которые являются группой риска, это может быть особенно тяжелым временем, так как портрет [безработного] изменился. Пришли люди с лучшим образованием, поэтому та группа риска, которая была менее квалифицированной, имеет большие трудности с устройством на работу".
Эксперты в Банке Латвии пришли к выводу, что пришло время укреплять социальную помощь, которой в Латвии не хватало еще до кризиса Covid-19. Особенно потому, что эта ситуация увеличила неравенство доходов в Латвии, так как чаще теряли работу представители менее оплачиваемых профессий, тогда как другую часть общества кризис Covid-19 не затронул вообще. Экономист Банка Латвии Олег Красноперов указал, что, пока есть одна группа жителей, которым сложно найти работу даже за более низкую зарплату, есть люди, у которых большая зарплата, высокие доходы. "И их доходы сейчас даже растут. И мы это очень хорошо видим", - добавил он.
Хотя пособия по простою и другие виды господдержки и позволили предотвратить стремительный рост безработицы, часть предпринимателей все же предпочли увольнения. По меньшей мере на 58 предприятиях из-за Covid-19 произошли коллективные увольнения, в целом без работы остались почти 6000 человек, большая часть из них - в транспортной отрасли.
Профсоюз работников общественных услуг и транспорта Латвии вспоминает, что первым о коллективном сокращении весной объявил отель Radisson Blu. Затем последовали транспортные компании, например, Lux Express. Для борьбы с увольнениями не хватало аргументов, так как работы действительно не было, и главным было добиться, чтобы выплатили компенсации. Председатель профсоюза работников общественных услуг и транспорта Юрис Калниньш отметил: "В какой-то момент была договоренность с автоводителями, чтобы они работали только неполный рабочий день. Ну те, у кого вообще работы не было, согласились и на это. А в сентябре и это закончилось, и тогда они подали на коллективное увольнение".
Сейчас без ответа остается вопрос, что произойдет с показателями безработицы, когда отменят пособия по простою. Министерство благосостояния прогнозирует, что число безработных может вырасти, так как часть сохраняет работу только благодаря этим пособиям, а предприятия в любом случае сразу восстановиться не смогут. Поэтому надо будет подумать, как эту поддержку завершить постепенно, даже если будет отменен режим чрезвычайной ситуации.