Сухие цифры статистики латвийской транзитной отрасли выглядят достаточно печально. Тем более что высшие должностные лица страны заявляют, что сие направление не является приоритетным. Однако отраслевые эксперты смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Какие грузы пришли на смену углю и нефтепродуктам? Как порты и железная дорога диверсифицируют бизнес? Что будет с транзитом грузов из Беларуси? Есть ли у Латвии шанс стать частью "нового шелкового пути"? Поможет ли Rail Baltica вернуть Латвии былую славу важного транзитного узла?
В недавнем прошлом транзитная отрасль была одним из главных столпов латвийской экономики. А работа на железной дороге, в портах и в системе грузоперевозок - одной из самых высокооплачиваемых и стабильных. Увы и ах. После распада СССР отрасль хоть и не сразу, но дала заметную трещину - ибо никакое удобное и выгодное географическое положение не могло нивелировать все растущее политическое напряжение с восточным соседом. Россия сделала ставку на развитие собственной инфраструктуры на Балтике. А после крымского кризиса и введения санкций ЕС нарастила инвестиции в порт Усть-Луга, который наряду с Приморском и Высоцком и взял на себя львиную долю грузов, которые ранее шли через страны Балтии.
С другим соседом - Беларусью - отношения тоже весьма непростые. Традиционно существенные объемы белорусских грузов, в первую очередь калийных удобрений и нефтепродуктов, шли через Клайпеду, но немало перепадало и Латвии: в последние годы примерно четверть грузоперевозок по латвийской железной дороге приходилось на грузы из и в Беларусь.
Однако в свете последних политических событий Беларусь с Литвой, похоже, расплевались окончательно и надолго. С одной стороны, Беларусь сама максимально перенаправляет грузы из недружественной Литвы, где свили гнездо злостные оппозиционеры, в братскую Россию: так нефтепродуктов Литва уже лишилась. С другой стороны, введены санкции ЕС и США. Перевалку калийных удобрений намечено резко сократить уже в ближайшее время – в декабре. А недавно литовцы затормозили и машиностроительные грузы из Беларуси: на таможне зависли 18 контейнеров с частями четырех самосвалов БелАЗ, которые направлялись в Чили. Отметим, что на белорусские грузы приходилось свыше 30% объемов перевалки в Клайпедском порту. Так что убытки порт и работающие в нем компании понесут огромные - со многими нулями.