Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Сложная судьба Liepājas metalurgs: инвестор есть, поддержки нет (2)

Работники KVV Liepājas metalurgs на пикете возле здания правительства требуют не допустить закрытия предприятия, 2016 год
Работники KVV Liepājas metalurgs на пикете возле здания правительства требуют не допустить закрытия предприятия, 2016 год Фото: Edijs Pālens/LETA

​После того как и государство, и город Лиепая отказались от надежд на то, что кто-то перезапустит печи Liepājas metalurgs и имущество завода начали распродавать по частям, появился инвестор с такими амбициями. В программе De Facto Латвийского телевидения прозвучало, что между Лиепайской специальной экономической зоной (LSEZ) и компанией Liepāja Steel, владельцу которой принадлежит металлообрабатывающее предприятие в Турции, уже более полугода ведутся споры из-за шагов, направленных на то, чтобы предприятие возобновило работу. Ясно одно - планы города изменились и за возрождением "металлурга" тут уже не гонятся.

Liepājas metalurgs уже некоторое время не появляется в заголовках СМИ. После первого процесса неплатежеспособности последовало безуспешное привлечение инвесторов и второй процесс неплатежеспособности. В 2016 году иски государства к KVV Liepājas metalurgs составили 66 миллионов евро. За эти годы не удалось найти инвестора для всего комплекса - никто не был готов возобновить производство.

В свою очередь, в 2018 году в Лиепайской городской думе и LSEZ, на территории которой расположен завод, были составлены новые планы развития по созданию индустриального парка, в котором металлургии уже не было места, хотя формально планы этого не запрещали. "Мы целенаправленно работаем над развитием этого направления, видя, что на тот момент и в течение нескольких лет после этого не пришел серьезный металлургический инвестор, который был бы готов возобновить производство. За это время мы разработали локальный план и бизнес-план для этой территории - создать здесь зеленый, современный индустриальный парк", - говорит исполняющий обязанности управляющего LSEZ Улдис Хмиелевскис.

Пока Лиепая строила свои планы, у государства были свои. Так как покупателей на весь металлургический комплекс не нашлось, в ходе процедуры банкротства имущество стали продавать по частям. Весной прошлого года инвестору из Турции было продано движимое имущество электросталеплавильного комплекса, в том числе печь, покупку которой когда-то гарантировало государство, а также 30 га земли.

Оказалось, что предприниматель все же по-настоящему интересуется металлургией прямо здесь, в Лиепае. LSEZ же воспользовалась своим преимущественным правом на землю, которую предлагали вместе с оборудованием, и у инвестора осталось только движимое имущество. Минэкономики не считает, что действия государства и местного самоуправления были противоречивыми и загнали инвестора в тупик.

Публичные заявления инвестора говорили о том, что он допускал начать работу еще в прошлом году. Но не вышло. Наибольшие разногласия вызвало промедление LSEZ с заключением договора долгосрочной аренды земли.

"Уже при покупке завода был предусмотрен вариант - если LSEZ воспользуется преимущественным правом, то вступит в силу краткосрочный договор [аренды земли] на два года, который был подготовлен для вывоза оборудования. Но так как мы изъявили желание возобновить производство, этот вариант был предусмотрен и в этом краткосрочном соглашении: в нем указано, что если мы изъявим желание возобновить работу, то LSEZ должна заключить с нами долгосрочный договор", - говорит Гунтар Сенканс, председатель правления Liepāja Steel.

С Liepāja Steel, которой владеют турецкие инвесторы, пока подписан договор аренды семи гектаров земли, который в силе до весны 2023 года. Перед заключением долгосрочного контракта владелец оборудования обязан обосновать свои бизнес-планы, планируемый объем инвестиций и сроки.

"На данный момент без долгосрочного договора, ни один банк не предоставит нам финансирование - мы показали, что для восстановления будем использовать финансирование банка. А если вам надо вложить средства со сроком окупаемости, скажем, 10 лет, а у вас остался контракт всего на год и несколько месяцев, значит, это невозможно.

И возникла ли такая ситуация случайно или ее кто-то специально создает, мне сложно понять", — говорит Сенканс.

Осенью была написана жалоба премьер-министру на промедление LSEZ с договором, он направил ее в Минэкономики. Министерство пригласило все стороны к совместному обсуждению. Тем не менее это ничего существенно не изменило.

Для заключения долгосрочного контракта компания также должна иметь разрешение Государственной службы охраны окружающей среды. Этот процесс уже начат, и представитель Liepāja Steel подчеркивает, что в качестве сырья для производства будет использоваться металлолом, и утверждает, что существующее оборудование считается достаточно новым и соответствующим европейским требованиям.

В свою очередь Служба окружающей среды пришла к выводу, что Liepāja Steel, перенявшая лишь часть прежнего предприятия, должна будет продлить ранее выданное разрешение, которое, согласно процедуре, аналогично новому.

Кроме того, оператору сначала придется организовать общественное обсуждение плана. И это может означать, что общественность также может сказать "нет" открытию завода.

Принимая во внимание, что муниципалитет Лиепаи надеется привлечь десятки миллионов евро из Европейского фонда восстановления для развития промышленного парка и исторически загрязненного металлургического района, действующий металлургический завод может оказаться бременем для такой цели. Поэтому надо полагать, что позиция города также может быть не очень отзывчивой.

Наверх